На фоне войны в Украине рабочим на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) стали предлагать зарплаты выше, чем “белым воротничкам” и даже IT-специалистам, следует из данных сайта “Работа России” Федеральной службы по труду и занятости, проанализированных The Moscow Times. На Урале, где сосредоточена значительная часть российского ВПК, даже банковские клерки меняют работу в офисе на место у станка.
По данным «Работа России», на начало ноября 2023 года средняя зарплата слесаря составляла 40,8 тысячи рублей, токаря — 40,9 тысячи рублей, фрезеровщика — 55,7 тысячи рублей.
При этом средняя зарплата менеджера, по данным «Работы России», составляет 54,7 тысячи рублей, юриста — 57,4 тысячи рублей, продавца — 36,1 тысячи рублей.
Программистам, по данным «Работы России», в среднем предлагают зарплату 37,3 тысячи рублей, системному администратору — 36,4 тысячи рублей. Невысокие зарплаты программистов в базе «Работы России» можно объяснить тем, что сведения о вакансиях туда поступают главным образом из региональных центров занятости и от государственных предприятий (хотя с 2023 года всех работодателей обязали предоставлять туда информацию), поясняет рекрутер из Свердловской области.
На зарплаты начинающих программистов также давит возросшее предложение таких специалистов на фоне активной работы многочисленных онлайн-курсов. «Сейчас рекламируется много IT-курсов „начни получать 300 тысяч в секунду уже через месяц обучения“, но на самом деле это миф. Я знаю ребят в Москве, которые либо вообще не могут найти работу, либо работают за 12–15 тысяч. Действительно хорошие специалисты могут зарабатывать очень достойно, но их не так много», — рассказывает работающий в Европе программист.
По данным HeadHunter, где чаще ищут «белых воротничков», начинающему программисту в среднем предлагают зарплату 50,2 тысячи рублей, системному администратору — 43,8 тысячи рублей, что все еще выше, чем зарплаты рабочих ВПК по данным «Работы России».
Участники паблика «Токарь — это звучит гордо» утверждают, что зарплаты токарей еще выше: в зависимости от квалификации и региона они могут зарабатывать от 50 до 170 тысяч рублей в месяц. «Токари сейчас нужны везде, страна воюет, заказов у всех море. Зарплата зависит от того, какие у тебя навыки», — говорит один из участников паблика.
Рекрутер, с которым пообщались корреспонденты The Moscow Times, объясняет высокие зарплаты на производстве дефицитом рабочих кадров: «Предприятия готовы перекупать, обучать специалистов без опыта и даже предоставляют жилье. И зарплаты продолжают расти, уже сейчас я знаю, что разнорабочие на некоторых предприятиях зарабатывают, как инженеры».
Высокие зарплаты для рабочих в ВПК привлекают в том числе вчерашних «белых воротничков». Менеджер крупного уральского банка на условиях анонимности рассказала The Moscow Times, что многие из ее подчиненных увольняются ради работы на военных заводах:
“На предприятиях зарплаты выросли в два раза, вакансий стало больше. Люди там по 60–70 тысяч сейчас зарабатывают. Не скажу, что это много с учетом роста цен, но многие туда идут. И главное — некоторые заводы дают бронь от мобилизации, это даже важнее, чем деньги”.