Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Ростех» сорвал поставки импортозамещенных SSJ-100 из-за проблем с двигателем

Сборка самолетов Sukhoi Superjet-100 в Комсомольске-на-Амуре
Сборка самолетов Sukhoi Superjet-100 в Комсомольске-на-Амуре Сергей Савостьянов / ТАСС

Госкорпорация «Ростех» не сможет поставить «Аэрофлоту» два импортозамещенных самолета SSJ-100 до конца 2023 года из-за проблем с безопасностью лайнеров, рассказали «Коммерсанту» источники в авиаотрасли и собеседники, близкие к корпорации.

По их словам, самолеты с российскими двигателями ПД-8 будут переданы не раньше середины 2024 года, а регулярные рейсы на них начнутся ближе к концу года. «Нужно новые двигатели доиспытать, потом завершить все предусмотренные испытания самолета с новыми системами для полноценной сертификации», — пояснил один из собеседников.

Ранее предполагалось, что «Аэрофлот» получит 34 «русифицированных» лайнера до 2025 года. Эти сроки формально могут быть выдержаны: техническая приемка самолетов состоится раньше — они будут переданы национальному перевозчику на бумаге, но «останутся на территории производителя» («Яковлев», входит в «Ростех») до заверения работ по сертификации всех российских систем и агрегатов, уточнил один из собеседников.

У «Аэрофлота» нет претензий к «Яковлеву», говорит близкий к авиагруппе источник. «Все вопросы согласованы», — подчеркнул он.

«С учетом масштаба задач по импортозамещению и загрузки действующего авиапарка поставка первых самолетов в 2024 году всех устроит», — отметил собеседник со стороны производителя.

Главная проблема импортазамещенных SSJ-100 — отечественный двигатель ПД-8. По плану он должен был быть сертифицирован к концу 2024 года, но в марте 2022-го глава Минпромторга Денис Мантуров потребовал завершить все процедуры «в ближайшие 12–14 месяцев», то есть к лету 2023-го. Однако по состоянию на середину ноября 2023-го сертификация проведена не была.

В «Ростехе», комментируя ситуацию, отметили, что самолеты «могут быть переданы заказчику только тогда, когда будет уверенность в безопасности и надежности всех систем». Двигатель ПД-8 там назвали «самой сложной технической системой на новом самолете, в работу над которой вовлечены десятки тысяч человек». «Кропотливая работа над качеством не разменивается на время», — подчеркнули в госкорпорации, назвав изменение сроков поставок «не критичными».

В мировом самолетостроении за последние десятилетия ни один проект, касающийся коммерческих самолетов и новых двигателей, не был реализован в срок, отмечает глава «АвиаПорта» Олег Пантелеев. При внешнем сходстве с SSJ-100 «объем доработок SJ-100 — колоссальный, и сопутствующие технические риски на начальном этапе тоже весьма велики», пояснил эксперт. По его словам, достоверность прогнозов по срокам зависит от чиновников, которые «формируют чрезвычайно оптимистичную картину для докладов наверх».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку