Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

От израильских банков требуют обособить активы клиентов с российскими паспортами

AP/TASS

Новая неприятность для «русских» денег в Европе, даже если их владелец имеет второе гражданство. Крупнейший европейский депозитарий, Euroclear, в котором заблокирована большая часть российских активов, выдвинул банкам Израиля «практически ультиматум» в отношении граждан страны, имеющих российский паспорт. Euroclear предложил банкам сегрегировать ценные бумаги, хранящиеся на счетах выходцев из России.

«Санкционное давление с неожиданной стороны», – пишет сообщивший об этом инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган, давно имеющий гражданство России и Израиля. О таком требовании Euroclear знает и Алексей Коваленко, управляющий партнер израильского адвокатского офиса «Коваленко и партнеры»: «Действительно, сейчас идет такое противостояние между Euroclear и израильскими банками. Euroclear настаивает, что все, у кого есть российский паспорт, – их ценные бумаги должны быть сегрегированы. Банки же, в свою очередь, говорят, что не надо это делать в отношении тех, кто не является налоговым резидентом России и просто имеет паспорт России». Израильские банки, подтверждает Коган, настаивают на том, что наличия израильского гражданства достаточно для того, чтобы клиенты российского происхождения — вне зависимости от их налогового резидентства — свободно владели и распоряжались принадлежащими им ценными бумагами, которые хранятся в Euroclear, и доходами по ним.

Худший сценарий предполагает, что, если у гражданина Израиля, даже являющегося налоговым резидентом страны, есть и российский паспорт, «его активы, хранящиеся в Euroclear, сегрегируются и переводятся на отдельный счет, с которого бумаги нельзя продать».

Это стандартный прием: депозитарии не знают конечных владельцев бумаг и, чтобы случайно не пропустить санкционного клиента, готовы блокировать любые активы, которые могут иметь отношение к России. Euroclear открывает счета только крупным банкам и брокерам, а те – конечным клиентам в своих депозитариях. Он не видит, кто заключает ту или иную сделку: он знает лишь, клиенты каких профучастников ее совершили. Европейские депозитарии запрашивают у банков и брокеров информацию о клиентах-россиянах и принадлежащих им активах или требуют от них учитывать счета россиян отдельно от остальных. Для банков непредоставление этих данных чревато закрытием счетов в Euroclear, а то и вторичными санкциями.

Так было после визитов чиновников Минфина США в Казахстан и ОАЭ. Казахстанские власти пообещали следить за соблюдением санкций, а Казахстанская фондовая биржа (KASE) потребовала от своих участников сегрегировать активы российских клиентов, чтобы не допустить нарушений европейских санкций. Второй по размеру банк ОАЭ, Emirates NBD, тоже сообщил российским клиентам о сегрегации их инвестиций: переводе активов на отдельные счета, на которые будут зачисляться все выплаты по принадлежащим им ценным бумагам. Вывести средства с этих счетов могут только резиденты ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии. Швейцарский банк Julius Baer предупреждал российских клиентов, что их инвестиционные счета будут изолированы от других активов, а операции по ним – заморожены по требованию Euroclear. Эта мера также не касалась граждан стран ЕС и Швейцарии. 

Все эти ограничения касались именно россиян. Теперь же речь идет об израильских клиентах израильских банков, сохранивших российские паспорта. «Идут переговоры, возможны любые решения, в том числе, компромиссные», – пишет Коган.

Коваленко советует ждать и не покупать новых бумаг в Euroclear, тем более что «в Израиле останется много хороших инструментов для инвестирования» – как израильских и зарубежных.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку