Российским учителям нельзя повышать зарплаты, поскольку тогда они будут работать за деньги, а не «по призванию», заявил министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов.
«Выровнять всем зарплату и сделать ее московской — произойдет то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить», — сказал Пахомов на встрече, посвященной состоянию системы образования в регионе.
На том же мероприятии депутат Заксобрания Оренбургской области Нурлан Мунжасаров сообщил, что оклад учителя в регионе составляет 8–9 тыс. руб. Чтобы получать 38 тыс., нужно брать две ставки, иметь высшую категорию и стаж 20 лет.
Как ранее показало исследование межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», в подавляющем большинстве регионов России молодым учителям назначают оклады ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Так, в 40% регионов страны оклады педагогических работников с высшим образованием, но без стажа не превышают половины МРОТ (от 3420 до 9580 руб.), в 39% регионов оклады составляют от 50 до 75% МРОТ (от 9668 руб. в Курской области до 14091 руб. в Томской), а еще в 9% регионов они находятся на уровне от 75 до 100% МРОТ (от 14449 руб. в Ростовской области до 16157 руб. в Республике Татарстан).
Выше МРОТ оклады молодых учителей зафиксированы только в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае.
Для решения проблем российского образования необходимо, чтобы оклады учителей были не ниже двух региональных МРОТ, а базовая часть зарплаты составляла не менее 90%, подчеркнули в профсоюзе «Учитель».
Между тем в российских школах усугубляется нехватка учителей по ключевым предметам. Почти в половине регионов (35) не хватает преподавателей по математике, в 31 субъекте признают проблемы с учителями русского языка, в 29 есть дефицит преподавателей английского, в 24 — литературы, в 21 — учителей начальных классов, а в 13 — физики.
Дефицит учителей напрямую связан с недостаточным количеством молодых педагогов 20–30 лет, которые, согласно подсчету «Актион образования», составляют всего около 10% от общего числа учителей. Также дефицит наблюдается в возрастной группе 30–40 лет — число таких учителей не превышает 10,2% преподавательского состава.
В 2021 году глава Минпросвещения Сергей Кравцов говорил, что средний возраст учителя в школе составляет 45–47 лет. О дефиците молодых педагогов также говорила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, в 2023 году в системе общего образования трудились более 1,3 млн педагогических работников. Но только 150 тыс. учителей были моложе 30 лет.
Согласно прогнозу Российской академии образования, к 2029 году в школах будут работать не более 6% учителей до 30 лет.