Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как проповедуют антивоенные священники после изгнания из прокремлевской РПЦ

Санкт-Петербургская Духовная Академия / flickr

В марте 2022 года отец Алексей Волчков вместе с 300 другими священниками подписал открытое письмо с призывом остановить войну в Украине — и теперь он живет за границей. 

«Меня упрекали близкие люди. Некоторые думали, что я их предал. Но я утверждаю, что эта подпись — одна из самых духовно правильных вещей, которые я сделал за последние годы», — говорит Волчков The Moscow Times. Священнику пришлось уехать, но он считает, что легко отделался по сравнению со многими другими коллегами, которые подверглись репрессиям со стороны государства и церкви. 

РПЦ горячо поддерживает идеологию Кремля, изображая «СВО» «священной войной». Патриарх Кирилл, давний соратник президента Владимира Путина, в первые дни войны заявил, что «жертвенность при исполнении воинского долга смывает все грехи».

Волчков уверен, что большинство российских священников не разделяют эту точку зрения. «Относительно немногие выступают в поддержку войны, — сказал он. — Большинство священников, а всего их десятки тысяч, вообще не высказывают своего мнения публично. Трудно понять, как интерпретировать это молчание».

Религиозные антивоенные организации стремятся предложить альтернативу взглядам РПЦ. Одна из таких организаций, целью которой является объединение антивоенных российских, украинских и беларуских священников, — движение «Христиане против войны». Группа активистов появилась после начала полномасштабного вторжения в Украину, а ее сайт заблокировали в России в сентябре. «Мы пытаемся освободить место для альтернативного православия, — говорит Наталья Василевич, богослов и основательница „Христиан против войны“. — Некоторые люди в нашей команде хорошо известны в православном мире, и мы стараемся их объединить. Мы не думаем, что сможем полностью изменить Россию или русское православие, но можем поддержать тех [священников], которые подверглись гонениям».

Андрей Кордочкин, священник мадридского православного собора Святой Марии Магдалины, жил и работал в Испании 19 лет и стал соавтором антивоенного открытого письма в марте прошлого года. Кордочкин вместе с другими священниками-эмигрантами запустил проект под названием «Мир всем», который, по его словам, «доносит истории российских священников, пострадавших за свою антивоенную позицию». «Мы стремимся помочь реально, оказывая финансовую поддержку священникам, которые потеряли доход из-за своей политической позиции. Но еще важно, чтобы общественность знала об этих людях и о том, что они существуют. Когда люди говорят, что церковь поддерживает войну, мы должны помнить, что многие, а на самом деле большинство, этого не делают, — говорит активист. — Мы [антивоенные российские священники] географически разделены, но мы общаемся и поддерживаем друг друга».

Кордочкин говорит The Moscow Times, что среди российской эмигрантской общины сохраняются высокие антиклерикальные настроения, поскольку люди «ассоциируют церковь с правительством». Новый ресурс призван дать «полную картину» и начать лечить «коллективный нарциссизм», от которого страдает РПЦ, с помощью «христианской вести покаяния».

Но выступления против войны по-прежнему сопряжены со значительным риском для многих священников. Так, Андрея Кордочкина патриарх Кирилл отстранил от должности на три месяца за его антивоенную позицию. Труднее стало и общаться с паствой. «Некоторые украинцы ушли от нас, потому что для них было неприемлемо оставаться в церкви, которая принадлежала Московскому Патриархату, — говорит он он. — Другие члены общины ушли, потому что были не согласны с моей позицией».

Ксения Лученко, приглашенный научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, отмечает, что многие священники уезжают за границу, чтобы сохранить статус, — туда, где существует Вселенский Патриархат или другие церковные юрисдикции. «Но ФСБ по-прежнему особенно интересуется этими антивоенными священниками, и многие из них в конечном итоге оказываются в сложной ситуации, — говорит Лученко. — Они теряют работу, доход и средства для содержания своих семей».

Некоторые русские священники-эмигранты испытывают трудности при попытке обосноваться в новых европейских приходах, поскольку «люди более либеральных взглядов не доверяют Русской церкви и хотят держаться как можно дальше от ее священников», — говорит Василевич из организации «Христиане против войны». Она считает, что это одна из причин, почему до сих пор не возникло единого антивоенного русского православного движения. «Проукраинские активисты иногда протестуют против российских антивоенных священников, из-за чего этим священникам становится трудно выражать свою позицию даже за границей — они боятся, что активисты могут преследовать их, чтобы доказать, что „хороших русских не бывает“», — сетует она.

В итоге священники и эксперты пессимистично оценивают будущее русской церкви. «Русская православная церковь не переживет Путина», — говорит Лученко, полагая, что моральный авторитет церкви сильно подорван и в результате «вся структура развалится».

«Церковь отражает общество, частью которого она является, — считает Андрей Десницкий, филолог и давний эксперт по РПЦ. — «Если в стране диктатура, то и церковь будет очень патриархальной. Если общество демократично, его будет сопровождать демократическая церковь. Постпутинское общество мало чем будет отличаться от путинского, и церковь тоже вряд ли улучшится». Десницкий опасается, что церковь может «полностью распасться» в будущем из-за своей провоенной позиции. «Когда государство перестанет вмешиваться и подавлять альтернативные идеи, у христиан появится больше возможностей, различные патриархаты, которые они смогут посещать», — заключает он. Тогда общины и отношения, формируемые священниками сейчас, могут сыграть «значительную роль», считает Десницкий. 

С ним соглашается и Волчков: «После всего, что произошло, увидев, как повели себя люди, многие уже никогда не смогут снова работать вместе, служить, быть частью одного прихода. Я не знаю, можно ли залечить эти раны».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку