В России существуют сторонники идеи опустить железный занавес для граждан и закрыть их от мира «глухой стеной», заявил глава Конституционного суда Валерий Зорькин.
По его словам, инициатива о закрытии границ, которую, в частности, предлагала Госдума в качестве ответа на запрет на въезд машин с российским номерами в ЕС, является «крайностью», в которую впадать не следует. Другой «крайностью», по мнению Зорькина, является Россия как «абсолютно открытое пространство», где «гуляют чужие интересы».
«Не нужно метаться между крайностями», — заявил глава КС в ходе выступления на международной выставке «Россия», добавив, что это «напоминает ловушку смертельного маятника».
Россия прожила в XXI веке два очень сложных десятилетия и за это время несколько раз находилась «на грани государственной катастрофы», цитирует Зорькина РБК. Теперь же в стране утверждена президентская власть, утверждено государство, «начала поправляться» армия, и это «сильное государство» нужно «сохранить», считает глава КС. «Без этого Россия никогда не могла быть и, наверное, сейчас не сможет», — добавил Зорькин.
Идея закрыть границы для граждан обсуждается с осени 2022 года, когда президент Владимир Путин объявил мобилизацию, обернувшуюся массовым бегством за рубеж мужчин призывного возраста.
В ответ на волну эмиграции, которая, по оценкам Альфа-банка, могла составить до миллиона человек, был принят закон об электронных повестках, который позволяет запрещать выезд из России всем, кому направлено требование явиться в военкомат. Согласно закону, такие граждане обязаны самостоятельно сдать загранпаспорт в орган, выдавший документ.
С сентября 2023 года порганичники ФСБ РФ получили расширенные полномочия по изъятию загранпаспортов на границе. В частности, документ будут забирать, если персональные данные его владельца не совпадают с теми, которые содержатся в базах МВД, МИД или других федеральных госорганов; при несоответствии штампов о пересечении границы сведениям, имеющимся у пограничников; а также если паспорт «непригоден для дальнейшего использования» в силу физического повреждения.