Новый глава словацкого правительства называет себя социалистом, но недаром Партия европейских социалистов, объединяющая левые партии разных стран ЕС, изгнала и Smer, и их партнеров по коалиции, партию Hlas («Голос»), из своих рядов. Формальная причина в том, что они взяли себе третьим номером в правительство националистов.
Но реально все понимают, что Фицо никакой не социалист. Разве что — социалист национальный, точнее националистический.
Едва заняв премьерский пост, Фицо сразу усилил контроль на южной границе Словакии, откуда через Венгрию иногда пробираются в Германию или скандинавские страны нелегальные беженцы. Он не просто отдал приказ, он устроил из этого мощную пиар-акцию. На пограничном переходе, куда премьер Словакии приехал вместе с министром внутренних дел Матушем Эштоком, был устроен настоящий военный парад: верховые, дроны, сторожевые псы, пограничники, полиция и даже военные — согнали всех. Оппозиция назвала это «грандиозным театром», который никак не поможет остановить растущий поток нелегалов.
Фицо, гордо позируя на фоне словацких силовиков, обещал согражданам, что ни один мигрант не пройдет. Обещал так пылко, словно эти нелегалы пробираются именно в Словакию, чтобы угрожать благосостоянию, а то и жизни ее граждан. Тогда как всем понятно, что они идут в Германию или Швецию и вряд ли опаснее калабрийских бандитов из ндрангеты, из-за обвинений в связях с которой Фицо пришлось уйти в отставку в прошлый раз, когда он был премьер-министром. Кстати, первым делом новый министр внутренних дел избавился от старого руководства полиции, в том числе тех, кто расследовал деятельность предыдущего кабинета Фицо.
Но мигранты с Ближнего Востока, которых примерно за две недели пограничных облав в Германии, Чехии, Венгрии и Словакии поймали всего несколько десятков, — не главная мишень для нового словацкого правительства. Роберт Фицо избрался на обещании прекратить не только военную помощь Украине, но и помощь украинским беженцам.
Война как идеальное оправдание
Фицо, начиная с предвыборной кампании, использует Украину как универсальный инструмент. Прекратим помощь украинцам — и решим все свои проблемы, от инфляции до общественной безопасности. Сравнительно высокий уровень шовинизма в словацком обществе, который фиксируют многие социологические исследования, стал идеальным удобрением для такой политики Роберта Фицо. Людьми, которые ищут причину всех своих бед в других, очень легко манипулировать.
Неудивительно, что старо-новый словацкий премьер, как называют его национальные медиа, и после выборов от своей антиукраинской риторики не отказывается. Например, он обещает найти способ начать отправлять беженцев назад в воюющую страну. Вероятно, его вдохновляет пример Швейцарии, где уже приняли соответствующую программу. С той, правда, разницей, что Словакия и сейчас практически не помогает финансово украинцам, остающимся на ее территории, а швейцарцы намерены еще приплачивать за выезд.
Обещает также Фицо не дать Украине больше ни винтика и не заплатить ей ни одного евроцента. И действительно, собственно словацкая помощь, в первую очередь военная, была приостановлена еще до того, как новое правительство было сформировано.
Фицо для внешнего пользования
Совсем другое лицо являет, однако, свежеутвержденный словацкий премьер в Брюсселе. Там он, конечно, рассуждает о пересмотре общеевропейского бюджета в пользу стран Восточной и Южной Европы и говорит о необходимости более тесной координации ради этого в так называемой «Вышеградской четверке» (между Словакией, Чехией, Венгрией и Польшей). А вот Украина из его «протестной» повестки как будто исчезает.
По крайней мере, сразу после вступления в должность Роберт Фицо поехал на Евросовет — встречу лидеров стран ЕС. И там без зазрения совести проголосовал за документ, который гарантировал Украине устойчивую военную помощь как Евросоюза, так и отдельных стран-членов ЕС — то есть и той же Словакии. Кстати, коллега из соседней Венгрии, тамошний премьер Виктор Орбан, только недавно дружески жавший руку Владимиру Путину, тоже проголосовал за этот документ.
Дома в Братиславе Фицо за это осудил партнер по коалиции, лидер откровенно пророссийской Словацкой национальной партии Андрей Данко.
Но словацкого премьера это вряд ли удержит от откровенного использования двойных стандартов. Вопреки опасениям словацких либералов, националисты в новом правительстве получили разве что пост министра культуры, который заняла бывшая телеведущая, сторонница разнообразных теорий заговора, которая, как шутят журналисты, не может самостоятельно написать страницу текста.
Пост министра иностранных дел или, скажем, министра обороны Национальной партии не достался, оба Фицо оставил за своими послушными однопартийцами. Так что в Брюсселе он может голосовать так, как того требуют позиции небогатой Словакии внутри Евросоюза. Включая, если на этом будет настаивать Германия, и поддержку Украины, которую по возвращении домой словацкий премьер без тени стеснения продолжит критиковать.
Проверка газом
Уже после возвращения Роберта Фицо к власти в словацких медиа появились разговоры о причинах его антипатии к Украине. Она-де носит личный характер. В 2009 году во время газовых переговоров в Киеве словацкий премьер был публично унижен украинской коллегой Юлией Тимошенко. С тех пор (якобы) он к Украине и относится негативно.
История красивая, но явно не про политика-популиста, который меняет свои взгляды по несколько раз на дню, в зависимости от того, где он, например, выступает, в Братиславе или в Брюсселе. Однако газ и правда играет в словацко-украинских отношениях важнейшую роль.
Единственный трубопровод в Словакию, способный удовлетворить ее потребности в природном газе, идет через Украину и из России. Словацкое правительство владеет 51% компании, которая его контролирует, но по условиям договора управляет ей частный миноритарный инвестор с 49% акций.
В 2014 году, в момент начала российской агрессии, это позволило словацким властям сильно не испортить отношений с Москвой, хотя под давлением Германии они и согласились на строительство новой трубы и запуск реверса — то есть обратных поставок газа из ЕС в Украину.
Теперь же так легко не обойдется. Словакия, как и Венгрия, выбила себе временные особые условия в рамках антироссийских санкций и продолжает на условиях Кремля покупать и газ, и нефть. Фицо, казалось бы, может радоваться. Но в реальности уже в следующем году контракт на транзит российского газа по территории Украины может закончиться. Будет ли он продлен – ясности нет; Украина уверяла, что не будет.
И тогда Словакии грозит такой энергетический кризис, который вполне может смести неустойчивое трехпартийное правительство Фицо.
Скорее всего, эта «газовая интрига» и будет, в реальности, определяющей для словацко-украинских отношений, а равно и для поведения Словакии внутри ЕС в ближайшие месяцы.
Остальное — просто умелая игра на публику бывалого политического популиста Роберта Фицо.