В России вырос спрос на «христианский контент». За последний год аудитория православных блогеров в Telegram и YouTube увеличилась в среднем на треть, сообщили Forbes в Ассоциации блогеров и агентств (АБА).
В основном эту нишу в соцсетях занимают священники, их жены и инфлюенсеры, которые ходят в церковь. Резкий прирост подписчиков на их страницах и каналах начался в феврале–марте 2022 года — после вторжения России в Украину, отмечает АБА. Так, у священников Павла Островского, Николая Бабкина и Владислава Берегового аудитория увеличилась в среднем вдвое, рассказывает основательница коммуникационного агентства Lampa Евгения Лампадова.
Следующий рывок случился после объявления мобилизации. В итоге с октября 2022-го по октябрь 2023-го рост аудитории 15 крупнейших православных блогеров составил 32,5%. Например, количество подписчиков священника Георгия Максимова в Telegram увеличилось на 45%, до 10 800 человек, а в YouTube — на 24%, до 91 900 человек.
Резко выросла и аудитория Островского. В YouTube она увеличилась на 47% — со 113 000 до 166 000 человек. Священник отличается светским подходом к контенту. Например, в 2022 году выпустил ролик с режиссером Валерией Гай-Германикой, в котором отвечал, зачем целовать руку батюшке, почему церковные бабушки такие злые, предписывали ли священникам высказываться о патриархе Кирилле только в положительном ключе. В октябре 2023-го Островский стал гостем шоу «Цитаты» комиков Антона Шастуна и Лизы Гончаровой. Этот выпуск набрал 135 000 просмотров.
Рекордный прирост аудитории в АБА зафиксировали и у Берегового. Если в 2022 году на его YouTube-канал было подписано менее 5000 человек, то сейчас — 58 000. Тематика блога — ответы на вопросы. Например, священник рассказывает о том, что лучше — сделать аборт или отдать ребенка в детский дом, как церковь относится к гипнозу, и как воспитать в детях любовь в учебе.
Однако крупнейшим YouTube-блогером в этой нише является протоиерей Андрей Ткачев. Согласно данным АБА, за последние 12 месяцев его аудитория выросла на 20% — с 1,3 млн до 1,6 млн подписчиков. Ткачев известен своими скандальными заявлениями. Например, он призывал бомбить Украину с молитвой и предлагал отправлять на фронт наркоманов из ночных клубов. В своих роликах он отвечает на вопросы подписчиков и рассуждает на политические темы, а также публикует проповеди.
Основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM Кирилл Диденок объясняет рост интереса к православным блогам «кризисными временами», вызванными войной в Украине и санкциями: «В России люди склонны в сложных ситуациях искать ответы в православии». Это мнение разделяет Лампадова. «В мире происходит много иррационального и непредсказуемого. Повлиять на это ты, как правило, не можешь. При этом нуждаешься в поддержке. Кто-то идет ногами в храм, кто-то — в Тelegram», — говорит она.
С ними согласна клинический психолог, специалист психологической платформы Alter Елена Медведева. По ее словам, в условиях войны религия удовлетворяет потребность народа в единении и снижает тревогу. Такая ситуация выгодна государству, поскольку вместе с ростом количества проблем возникает риск бунта, а христианские ценности учат «принимать свою судьбу» и «выносить тяготы», отмечает эксперт.
В АБА считают, что сегмент православных блогеров продолжит расти. Драйверами станут не только Telegram, YouTube и Instagram, которые интересуют РПЦ как площадки, где можно выйти на прогрессивную молодежь, но и «ВКонтакте», поскольку там сидят жители регионов — целевая аудитория российских религиозных деятелей. С этим согласна Лампадова. Она считает, что запрос на религию будет расти, пока не настанут спокойные времена.
Ассоциация блогеров и агентств была создана в июне 2022 года в целях «эффективного взаимодействия бизнеса, контент-мейкеров и государства». Одним из ее учредителей стал Максим Перлин, который известен многочисленными выступлениями в поддержку президента Владимира Путина. Ранее он создал соцсеть под названием «МойПутин» (сейчас домен недоступен), а также был автором календарей с фривольными студентками журфака МГУ, которые восхищались президентом.