Перекрыв поставки газа большинству европейских стран в неудачной попытке добиться уступок по Украине, Россия надолго потеряла долю на мировом газовом рынке.
Занимая 30% в мировой торговле газом перед началом вторжения в Украину, к концу 2030-х гг. РФ будет иметь лишь 15%, прогнозирует Международное энергетическое агентство.
Возможности найти новые рынки взамен европейского, на который до войны «Газпром» качал 150 млрд кубометров ежегодно, у России «крайне ограничены», говорится в докладе МЭА, который цитирует Bloomberg.
Попытки договориться с Китаем об увеличении поставок и строительстве трубопровода «Сила Сибири-2» пока терпят неудачу. Еще в марте, во время визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина, президент Владимир Путин предлагал нарастить экспорт на китайский рынок в 6 раз, до 100 млрд кубометров в год, и утверждал, что новый газовый контракт находится в высокой степени готовности.
Но ни весной, ни спустя полгода, когда сам Путин прибыл с визитом в Пекин, никаких документов по «Силе Сибири-2» подписать не удалось. Попытки России выйти на азиатский газовый рынок сопряжены со «значительными трудностями», констатирует МЭА.
Кремлю потребовалось почти 10 лет, чтобы уговорить Китай на строительство «Силы Сибири-1» проектной мощностью 38 млрд кубометров в год, а затем еще почти 7 лет, чтобы договориться о поставках по дальневосточному маршруту на 10 млрд кубов ежегодно.
Переговоры по «Силе Сибири-2» идут уже восьмой год, но тщетно. По данным Reuters, камнем преткновения остается цена газа, которая для Китая уже почти вдвое ниже, чем для других клиентов «Газпрома». В 2024 году она составит $272 за тысячу кубометров против $482 для Европы и Турции.
Перспектив вернуться на европейский рынок у «Газпрома» также немного: газовый шантаж Кремля вынудил страны ЕС сократить потребление и найти новых поставщиков. Спрос на газ в Евросоюзе к концу десятилетия сократится на 50 млрд кубометров в год, а следом начнет уменьшатся и мировое потребление, прогнозирует МЭА.
При этом европейские страны уже заключают долгосрочные контракты с поставщиками СПГ, чтобы десятилетиями закупать газ вне России. В среду 18 октября катарская QatarEnergy договорилась с Shell о поставке в Нидерланды сжиженного газа в течение 27 лет, аналогичная сделка об экспорте во Францию была заключена с TotalEnergies, в Италию — с Eni.
«Перспектив у „Газпрома“ нет никаких», — сказал Bloomberg Александр Рязанов, в прошлом зампред правления компании. Согласно отчетности по МСФО, с июля 2022 года по конец июня 2023-го «Газпром» получил больше триллиона рублей чистого убытка, потерял две трети запасов наличных на счетах и был вынужден сократить добычу газа на четверть — рекордную величину за всю историю компании.
«Отключая Европу от газа, Путин просчитался, — говорит Мария Снеговая, старший научный сотрудник вашингтонского Center for Strategic and International Studies. — Большая часть европейского рынка потеряна для России, а геополитическое влияние „Газпрома“ снижается, равно как и амбиции России на статус газовой сверхдержавы».