Российские нефтяные компании начали продавать автомобильное топливо себе в убыток из-за высоких налогов на отрасль.
В сентябре в структуре розничной цены АИ-92 и дизтоплива налоговая нагрузка составляла 77,2% (вместе с затратами на транспортировку — 85,7%) и 77,3% соответственно.
В результате производство и реализация внутри страны АИ-92 приносили убыток в 10 руб., а дизтоплива — в 3 руб., пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо главы «Татнефти» Наиля Маганова в адрес главы комитета Госдумы по энергетике Павла Завального.
Согласно оценке Маганова, общая налоговая нагрузка на производство и продажу топлива выросла с 52% от выручки в 2018 году до 61% в 2023-м.
Еще более драматично описала ситуацию компания «Сургутнефтегаз», владеющая Киришским НПЗ в Ленобласти. По ее данным, в сентябре — октябре этого года налоговая нагрузка в секторе нефтепереработки составила 110% от цены реализации бензина АИ-92 и 102% от цены дизтоплива.
В свою очередь, в розничном сегменте налоговая нагрузка по бензинам превышает 103% от цены реализации, а по дизтопливу — 91%. Цены реализации топлива недостаточно для покрытия в полном объеме рентных налогов, акциза и НДС, отметили в «Сургутнефтегазе».
С 2018 года правительство проводит налоговый маневр, который заключается в постепенном сокращении экспортной пошлины на нефть и одновременном повышении НДПИ. Полностью пошлина должна исчезнуть в 2024 году. Она уменьшала цену нефти на внутреннем рынке и служила косвенной субсидией для НПЗ.
Для частичной компенсации этой «субсидии» правительство ввело топливный демпфер, выплаты по которому финансируются за счет налогов от добычи нефти. В этом году правительство собиралось урезать демпфер, но в октябре после вспыхнувшего топливного кризиса на рынке решило его сохранить.
На данный момент Минфин и Минэнерго обсуждают, за счет каких источников финансировать выплаты нефтяникам.
В прошлом году около трети сборов НДПИ и пошлин было возвращено нефтяным компаниям в виде акциза на нефтяное сырье с учетом демпфера и инвестиционных коэффициентов, напоминает независимый эксперт Борис Луцет. По его словам, этих средств достаточно для покрытия операционных и инвестиционных расходов нефтяных компаний.
Он также напомнил, что еще весной Минфин оценивал маржу переработки нефти в России в 8 тыс. руб. за тонну, что «весьма неплохо». При этом налоги в отрасли прогрессивные — при растущей цене на нефть и слабеющем рубле номинальная налоговая нагрузка продолжает возрастать, но она распределяется между компаниями неравномерно в зависимости от объема переработки, размера демпфера и количества месторождений с льготами по НДПИ, заключил Луцет.