МОСКВА, 23 окт (Рейтер) - Российские власти подготовили три сценария развития перевозок по Северному морскому пути с учетом последствий санкций для перспективных проектов в Арктике, сообщила газета Коммерсант со ссылкой на копию проекта документа.
После развода с Западом Россия вынуждена инвестировать огромные деньги в развитие альтернативных путей поставки энергоресурсов, в том числе в инфраструктуру СМП, который становится для Москвы важнейшим транспортным коридором в условиях внешнего санкционного давления и нарушения логистики поставок товаров.
Власти РФ в прошлом году утвердили план развития СМП до 2035 года. Согласно этому плану, целевой показатель грузооборота по СМП в 2030 году - 150 миллионов тонн, в 2024 году - 80 миллионов тонн.
Теперь подготовленная Минвостокразвития оценка грузопотока к 2030 году предусматривает, помимо оптимистического сценария с объемами перевозок в 244 миллиона тонн, также базовый и консервативный, сообщила газета.
В последнем случае с оценкой грузопотока в 117 миллиона тонн речь идет об отмене ряда будущих СПГ-проектов Новатэка , а также сдвиге сроков выхода на полную мощность проекта Роснефти - Восток Ойл.
Использование Севморпути значительно сокращает время поставки грузов в регионы АТР, но в зимний период прохождение по восточной части маршрута затруднено. Объем перевозок по Севморпути в 2022 году составил 34 миллиона тонн.
В базовом сценарии грузопоток по Севморпути в 2024 году составит 74 миллиона тонн, затем он вырастет до 224 миллиона тонн к 2030 году и до 230 миллиона тонн к 2035 году, причем до 75% грузопотока будет приходиться на нефть и СПГ, сообщил Коммерсант.
В оптимистичном сценарии перевозки по Севморпути к 2024 году вырастут уже до 81 миллионов тонн, к 2030 году — до 244 миллионов тонн, к 2035 году — до 288 миллионов тонн.
Консервативный сценарий предполагает, что Новатэк из-за санкций откажется от реализации проектов Обский ГХК и Арктик СПГ-1, а ряд других проектов, в том числе Восток Ойл, сдвинутся вправо или их мощность будет сокращена. В этом сценарии, по данным газеты, грузопоток в 2030 году составит 117 миллионов тонн и 131 миллион тонн к 2035 году. (Московское бюро)