Страны, входящие в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), должны ввести нефтяное эмбарго в отношении Израиля и выслать его дипломатов, заявил министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан. Экстренное совещание членов организации, в которую входят 57 стран, проходит в среду в Саудовской Аравии.
«Министр призывает исламские страны немедленно ввести полное эмбарго в отношении Израиля, включая нефтяные санкции, а также выслать израильских послов, если были установлены [дипломатические] отношения», — цитирует Reuters заявление иранского МИДа.
Абдоллахиан также предложил собрать группу исламских юристов, чтобы задокументировать возможные военные преступления, совершенные Израилем в секторе Газа.
Цена нефти Brent в среду подскочила более чем на 3% после заявления Абдоллахиана, но потом отступила от пика. В середине торгового дня рост составил 2,5% до $92,2 за баррель. В общей сложности нефть подорожала на 9% после нападения ХАМАС на израильские поселения 7 октября.
По данным S& P Global Commodity Insights, в этом году Израиль получал нефть в основном, из Турции (через нее шли поставки из Азербайджана и Ирака, хотя последний остановил их в марте), России и Габона. Импорт сырой нефти составил около 300 000 баррелей в сутки, нефтепродуктов — 50 000 баррелей.
Правда, Израиль достаточно гибок в плане закупок. Так, в 2022 г. основными поставщиками нефти были Ирак, Азербайджан и Казахстан, а также в небольших объемах — Нигерия, Габон и Бразилия.
Из этих стран в ОИС входят Азербайджан и Казахстан (не делали громких заявлений в ходе последнего обострения палестино-израильского конфликта), Ирак, Нигерия и Габон. Однако в 2021 г. 2-е и 3-е места по объему импорта нефти (после Азербайджана) занимали главный союзник Израиля — США, а также Бразилия. Поэтому можно предположить, что нефтяное эмбарго противников Израиля из исламского мира сильно на него не повлияет: основные поставки осуществляют страны пусть исламские, но занимающие нейтральную позицию, плюс Израиль сможет заменить недополученную нефть закупками у других производителей.
Кроме того, израильское газовое месторождение Karish в Средиземном море обеспечивает сопутствующую добычу нефти, которая в феврале этого года даже стала отправляться на экспорт.
В 2020 г. Израиль установил дипломатические соглашения с ОАЭ. С тех пор товарооборот между странами заметно вырос (по данным Банка Израиля, импорт из эмиратов увеличился с $3,6 млрд в 2019 г. до $8,3 млрд в 2022 г.), хотя план поставлять нефть из ОАЭ в Эйлат по новому трубопроводу был отклонен израильскими властями.
Израиль также при посредничестве США готовился к установлению дипломатических отношений с Саудовской Аравией. Нападение группировки ХАМАС частично было продиктовано стремлением остановить процесс нормализации отношений Израиля с арабскими странами (за последние три года он подписал соответствующие соглашения также Бахрейном, Марокко и Суданом). Об этом, в частности, заявил представитель ХАМАС, такого мнения придерживается и ряд экспертов.