Стоимость поездки на такси в половине российских регионов выросли на 44% после вступления в силу новых требований к этому виду транспорта, сообщил замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко.
По его словам, основной причиной увеличения цен стала недостаточная подготовка регионов к реализации закона о такси, который заработал с 1 сентября этого года.
«Это значит, что контроль за такси в этих субъектах не осуществлялся. Также причинами отрицательной динамики являются искусственный ажиотаж, связанный с новым законом, рост стоимости расходных материалов и санкционное давление», — сказал Луговенко на форуме TAXI-2023 в Сочи (цитата по РБК).
К концу года стоимость проезда на такси в России может увеличиться еще на 10%, предупредила замначальника отдела автомобильного транспорта департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Ирина Саукова. Однако глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин ожидает роста цен на услуги такси в два раза.
«Регуляторные изменения приведут к большим издержкам таксистов, на фоне которых количество водителей может сократиться на две трети. Если будет меньше водителей, цены взлетят», — объяснил Жмакин. Он также добавил, что на стоимость такси повлияет необходимость покупать дорогостоящую страховку, перекрашивать автомобиль, проходить медицинский и технический осмотр.
Согласно данным «Чек Индекса», средняя стоимость такси в России с 1 по 7 сентября составила 451 руб., что на 6% выше уровня прошлого года и на 5% — уровня июля. В Москве средняя стоимость такси за тот же период выросла на 14%, до 785 руб.
С 1 сентября в России заработали поправки к закону «О такси». Они предполагают создание ФГИС «Такси», а также трех региональных реестров — автомобилей, перевозчиков и агрегаторов, которые должны будут передавать данные в указанную систему. Данные о действующих разрешениях на работу регионы должны загрузить во ФГИС «Такси» до 1 декабря этого года.
В свою очередь агрегаторы такси должны проверять водителей по реестрам и следить, чтобы заказы передавались только тем, у кого есть действующее разрешение на работу. При этом автомобили такси должны иметь на кузове цветографическую схему (шашечки), оранжевый фонарь на крыше, соответствовать установленному в регионе экологическому классу и иметь определенную расцветку.
Кроме того, службы заказа легкового такси должны автоматически передавать ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных со сведениями о перевозках, местоположении такси и водителя.
В мае Общероссийское объединение пассажиров просило власти перенести на год — до 1 сентября 2024 года — вступление в силу части положений закона. Организация предупреждала, что новые требования могут привести к дефициту кадров в такси и повышению стоимости проезда.
Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов также отмечал, что стоимость проезда на такси резко выросла по всей стране из-за подорожания машин, топлива и необходимости повышения зарплат водителям.