Джонатан Соул
ЛОНДОН/МОСКВА, 4 окт (Рейтер) - Ведущая российская танкерная группа Совкомфлот (СКФ) перевела нескольких десятков своих судов под управление новой компании, базирующейся в Дубае, чтобы расширить деятельность, снизив давление финансовых ограничений, сообщили источники Рейтер и показали данные судовой статистики.
Государственный Совкомфлот находится под санкциями со стороны Великобритании и Евросоюза, а Вашингтон ограничил его финансовую деятельность.
Ранее в этом году ЕС и Великобритания ввели отдельные санкции против компании Sun Ship Management, связав её с Совкомфлотом. В мае Великобритания заявила, что компания является организацией, связанной с Совкомфлотом и «оказывающей поддержку России в обходе западных санкций».
Совкомфлот, чей флот насчитывает около 80 судов, включая танкеры для нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа, весь прошлый год боролся с введенными ограничениями его финансовой деятельности.
Так, компании пришлось перенести свои зарубежные операции из Кипра в Дубай.
По данным общедоступной базы данных Equasis, с июля 45 танкеров Sun Ship Management перешли в состав базирующейся в Дубае компании Oil Tankers SCF MGMT FZCO.
Данные показали, что некоторые суда по-прежнему остаются под частичным управлением Sun Ship Management.
Танкеры, которыми управляет СКФ, не заходили в порты ЕС и Великобритании с начала весны 2022 года, и все связи с клиентами в этих юрисдикциях на тот момент были прекращены, говорится в заявлении СКФ в ответ на запрос Рейтер.
Дополнительные ограничения, введенные в отношении Sun Ship Management как одной из дочерних компаний Совкомфлота в феврале 2023 года, «мало что добавили», сказали в СКФ.
СКФ впервые подтвердил Рейтер, что Sun Ship Management является частью группы.
«Созданная еще в 2012 году компания Sun Ship Management продолжает управлять большим количеством судов СКФ и остается важным членом группы», - говорится в заявлении компании.
В СКФ не дали прямых комментариев по поводу компании Oil Tankers SCF MGMT FZCO и её отношения к группе.
«В настоящее время в рамках внутренней реорганизации компания распределяет свой флот по разным группам с целью технического надзора в зависимости от географии торговли, портфеля клиентов, возраста судов и перевозимой продукции», - отмечает СКФ.
«Это в традициях работы СКФ, когда несколько управляющих компаний работали под соответствующими признанными брендами».
В СКФ также заявили, что каждый из них внес свой вклад в «безопасность и качество работы флота».
«Передача может помочь облегчить проблемы с получением услуг в международных портах, бункеровкой и другими финансовыми операциями для новой компании, хотя вряд ли это решит проблемы в долгосрочной перспективе», - считает трейдер, занимающийся российской нефтью.
В то время как Россия все чаще обращается к танкерам, управляемым недавно созданными компании, стремясь облегчить для себя транспортировку нефти в условиях санкций, Москва продолжает поддерживать в рабочем состоянии и свой собственный флот, управляемый СКФ.
«Совкомфлот по-прежнему стремится стать крупным игроком на международном рынке фрахта, где он не находится под санкциями, поэтому имеет смысл вернуть танкеры под управление компании, в названии которой есть его имя», - сказал источник, вовлеченный в торговлю российской нефтью.
Другой источник в западной судоходной отрасли отметил, что российские танкеры сталкиваются со сложностями при заказе запасных частей для двигателей, поскольку западные производители двигателей ушли с российского рынка.
В частности, финская Wartsila, производитель судовых двигателей, была среди компаний, приостановивших бизнес с Россией в прошлом году.