Статистика, которую опубликовало Министерство абсорбции Израиля, свидетельствует, что основным мотиватором является не возможная угроза антисемитизма в России, а слухи о мобилизации.
В прошлом году Россия дала рекордные показатели по репатриации в Израиль аж за двадцать три года, констатировал Сохнут. То есть последний массовый отъезд был в 1999 году, когда началась вторая чеченская кампания.
Парадокс: из-за слухов о мобилизации у себя в стране россияне с еврейскими корнями готовы репатриироваться в другую страну, перманентно находящуюся в состоянии военной угрозы, почти каждый гражданин которой — военный запаса!
Слухи о мобилизации вдвое увеличивают репатриацию в Израиль.
В январе 2023 года репатриировалось почти 6000 человек, это из-за слухов о мобилизации в ноябре и декабре, сообщило министерство абсорбции Израиля. Показатель держался на высоком уровне еще два-три месяца, после чего произошел резкий спад. С одной стороны, добавились израильские реалии — отмена экстренной репатриации.
С другой, — люди успокоились, второй волны мобилизации объявлено так и не было.
Те первые два-три месяца повлияли и в целом на статистику. Резко упала репатриация из Украины в 2023 году (число уехавших практически на уровне статистической погрешности, хотя в 2022 году были довольно серьезные значения), но количество репатриантов из России в 2023 году только увеличилось. За первые полгода 2023-го — на 32% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Всего в 2022 году из России репатриировались 44 631 человек, с января по июнь – 17 394 человека, а с января по июнь 2023 года – 22 851 человек.
Вроде бы логично: украинцев ждут в Европе, тогда как россиянам в Европу путь не то чтобы заказан, но сильно осложнен.
Я ожидаю всплеска активности — хотя слухи о скорой второй волне мобилизации последнее время и утихли, но ситуация остается непредсказуемой, да кроме того, скоро в РФ начинается призыв. Поток репатриантов может быть почти таким же мощным, каким был в январе.
Но фиксироваться в статистике этот поток будет уже по-другому. Если в январе—феврале люди могли быстро зачисляться в граждане Израиля — по схеме экстренной репатриации — и сразу входили в статистику новых репатриантов, то теперь процесс сильно замедлился.
Будущие израильтяне чаще всего не сразу выезжают в Израиль. После отмены экстренной репатриации получение гражданства прямо на территории Израиля сильно усложнилось. Те, кто все-таки остались ждать консульской проверки, стоят в огромных очередях на каждом этапе, ведущем к получению израильского паспорта. В Израиле соискатели рискуют провести от трех до шести месяцев без права на работу, словно обычные туристы.
Но, видимо, не всех это пугает, и турпоток из России вырос на 80%. Понятно, что большая часть «туристов» – не любители отдыха, а люди, которые собираются или репатриироваться, или обратиться за статусом беженца. Последний вариант сейчас набирает популярность, хоть это и непростая процедура в Израиле. Соискатели статуса беженца могут находиться в стране до окончания проверки их личного дела, а такие истории могут затягиваться и на два, и на три года.
Репатрианты же — в связи со сложностями в РФ — предпочитают не дожидаться консульской проверки в Москве, где она может занять от полугода до года. Наиболее информированные из них едут теперь не в Израиль, а в третьи страны – в основном бывшего Советского Союза, например, в Молдову, Казахстан, Узбекистан или Азербайджан, где процесс консульской проверки занимает меньше времени, а жизнь стоит заметно дешевле, чем в Израиле. В этих странах есть еще такой плюс, что в отличие от Европы, там можно прийти на прием в консульство Израиля, не обладая видом на жительство. Короче всего ожидание, как показывает наш опыт, — в Молдове.