Амбициозные планы российских властей по созданию с технологического нуля авиапрома в масштабах, сравнимых с советскими, споткнулись в первый же год реализации.
Два ключевых проекта по строительству гражданских самолетов на отечественной компонентной базе — Ил-114 и импортозамещенный SSJ-100 — откладываются на 1–3 года из-за проблем с разработкой двигателей, санкций и отсутствия свободных мощностей на авиазаводах.
Турбовинтовые самолеты Ил-114-300, которые уже в этом году должны были заменить устаревшие Ан-24, а также иностранные лайнеры на региональных маршрутах, не поступят перевозчикам, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой не непубличный проект постановления правительства.
Причиной задержки стал двигатель ТВ7-117, который разрабатывает ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию). В стратегии развития авиапрома, которую утвердил Минтранс, сроки поставок Ил-114 перенесены на 2024 год, однако в реальности это будет конец 2025 года, пишет «Ъ». По словам источника издания в Минтрансе, задержка может быть еще более внушительной — вплоть до 2026 года, когда по плану уже планировалось выйти на производство 12 машин в год.
Изменения продиктованы тем, что все силы брошены на исполнение гособоронзаказа, который сегодня является безусловным приоритетом, пояснил источник «Ъ» в «Ростехе».
Также из-за двигателей забуксовал проект импортозамещенного «Суперджета». По плану первые машины «Аэрофлот» должен был получить уже в этом году, но активно обсуждается перенос сроков на конец 2024 года, рассказали «Коммерсанту» три источника в отрасли.
По их словам, затягиваются испытания двигателя ПД-8, который должен заменить французские SaM146, стоявшие на всех выпущенных SSJ-100. Новые лайнеры отчаянно нужны российским авиакомпаниям, которые после начала войны лишились возможности не только покупать новые самолеты за рубежом, но и получать техобслуживание, ремонт и приобретать запчасти.
По данным Oliver Wyman, в начале 2023 года у российских авиакомпаний насчитывалось 736 лайнеров, и к 2026 году число летающих бортов может сократиться вдвое. Уже через полтора года в России начнется «выбытие западных лайнеров, которые нечем ремонтировать из-за санкций», сообщил президенту РФ Владимиру Путину в начале августа глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Чтобы решить проблему, Кремль требует с технологического нуля воссоздать авиапром и в 46 раз увеличить выпуск гражданских самолетов — с 5 единиц в год сейчас до 80 в 2025-м. К 2026 году, по задумке чиновников правительства, в России должно выпускаться уже 120 гражданских самолетов, в 2028-м — 200, а в 2030-м — более 230.
Для сравнения: в XXI веке Россия ни разу не выпускала больше 40–50 гражданских самолетов в год. И даже в позднем СССР конца 1980-х заводы производили ежегодно не более 60–70 машин.