Разрыв экономических связей России с миром из-за войны в Украине, введение западными странами санкций против олигархов и компаний, стремление Кремля к национализации элит заставили миллиардеров возвращать свои активы в Россию или переводить их в страны, которые Москва теперь считает «дружественными». По оценке Bloomberg, с начала войны в Украине этот процесс затронул активы не менее чем на $50 млрд.
До войны крупные бизнесмены нередко регистрировали свои компании в европейских странах, пользуясь налоговыми привилегиями, возможностью размещать акции на западных биржах и правовой системой, которая гарантировала защиту собственности и справедливое судебное разбирательство в случае коммерческого спора. Но после вторжения многие из этих выгод пропали: правительство, в частности, фактически приостановило действие соглашений об избежании двойного налогообложения с 38 «недружественными» странами, включая популярные у российских бизнесменов Нидерланды и Кипр, усложнило выплату за рубеж дивидендов.
В результате холдинговые компании стали переводить регистрацию в Россию, где власти также предлагают им внутренние офшоры, и в «дружественные» страны. Так, Владимир Лисин (состояние – $22,1 млрд, согласно последнему рейтингу миллиардеров Forbes) перевел свои доли в НЛМК и «Первой грузовой компании» с Кипра в Абу-Даби. Тем же путем последовали акционеры логистической компании Globaltrans; это должно позволить им «разблокировать часть внутригрупповых транзакций», говорилось в ее сообщении.
Золотодобывающая компания Polymetal International (основной акционер – Александр Несис, $2,1 млрд), которая был зарегистрирована на британском острове Джерси и чьи акции обращались на Лондонской фондовой бирже, в августе провела их делистинг и зарегистрировалась в Казахстане. Первичной площадкой для торгов ее акциями стала биржа Международного финансового центра «Астана».
Другие переводят активы в Россию. Одними из первых были Андрей Гурьев («Фосагро», $9,7 млрд) и Виктор Рашников (ММК, $10,2 млрд), которые перевели семейные холдинги из Швейцарии и Кипра в Россию, отмечает Bloomberg.
«Связь между Россией и Кипром в части денежных переводов теперь не работает так хорошо», как раньше, отмечает Алексей Кузнецов, партнер В1 (бывшее российское подразделение Ernst & Young). Решить эту проблему можно, переведя активы в дружественные юрисдикции или в Россию, добавляет он.
В двух специальных административных районах (внутренних офшорах) число резидентов достигло 190, еще около 40 заявок на перерегистрацию обрабатываются, говорил в мае первый замминистра экономического развития Илья Торосов. В понедельник на Восточном экономическом форуме он назвал уже цифру 254; из них 115, по словам Торосова, зарегистрировались в этом году.