Фермеры Ставропольского края не могут закупить горючее, не могут продать урожай по приемлемым ценам и готовы «перекрывать дороги». Об этом «АиФ Ставрополье» заявил председатель Ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов края Сергей Колесников.
По его словам, ситуация в одном из крупнейших аграрных регионов России, где до 90% территории составляют посевные площади, стала «критической».
Первой проблемой для фермеров являются цены на зерно. По данным портала «Агробазар», посредники в Ставрополье готовы покупать пшеницу «из-под комбайна» по 7-8 рублей за кг, хотя в прошлом году цены достигали 10-13 рублей. Аналогичная ситуация в других регионах: в Башкортостане оптовики предлагают от 6 до 8 рублей за кг пшеницы, в Саратовской области от 8 рублей, в Самарской области от 7 рублей.
К отсутствию выручки за новый урожай добавляется, по словам Колесникова, «бешеный рост цен» на солярку, которая в опте с начала лета подорожала на 26%. Но даже по рекордной цене — больше 72 тысяч рублей за тонну — купить топливо невозможно. «Сейчас она (солярка. — ТМТ) полностью отсутствует. Ситуация очень критическая, терпение на исходе, нервы сдают, люди готовы выходить и перекрывать дороги», — заявил Колесников.
С нехваткой топлива вслед за Ставропольем столкнулись и другие южные регионы — Краснодарский край, Адыгея, Астраханская, Самарская и Ростовская области, рассказали Reuters участники рынка.
По их словам, в разгар уборочной и сезона отпусков реализация топлива на региональных нефтебазах была сокращена или прекратилась вовсе, а с дефицитом горючего столкнулись даже розничные АЗС. На одной из сетей Южного федерального округа, насчитывающей 220 заправок, к началу сентября реализация или была прекращена, или в продаже имелся только один вид топлива.
По словам трейдеров, которых опросил Reuters, поставки на ряд нефтебаз в Южном ФО были ограничены по соображениям безопасности из-за близости к зоне военного конфликта с Украиной. Кроме того, транспортный коллапс возник на южных сетях РЖД, которые не справились с летним потоком туристов и грузами для армии и аннексированных территорий Украины.
«Дорога не едет совсем. Вагоны из Волгограда идут ко мне уже 40 дней. До этого цистерны мои стояли на узловой (станции) в 20 километрах от меня почти месяц без движения. Уже от станции назначения до нефтебазы можно прождать подачу вагона неделю — тепловозы заняты на срочных грузах», — жалуется один из оптовых покупателей топлива в Южном ФО.
Образовавшийся в России дефицит горючего может остановить уборку урожая и сев озимых, заявил 7 сентября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
По его словам, еще неделю назад шла речь лишь о высоких ценах на топливо, сейчас же ситуация усугубилась. «У нас проблемы именно уже с наличием [горючего]. Мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», — предупредил Патрушев.
Он отметил, что Минсельхоз обратился за помощью к Минэнерго. Также ведомству приходится в ручном режиме работать с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в каждом регионе и искать топливо для сельхозпредприятий, поскольку решать проблему нужно «экстренно».