Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Аэрофлот» заплатил $645 млн за украденные после начала войны западные самолеты

Boeing 777 компании «Аэрофлот»
Boeing 777 компании «Аэрофлот» Clay Gilliland (CC BY-SA 2.0)

Ирландская AerCap, крупнейшая в мире лизинговая авиакомпания, договорилась с «Аэрофлотом» о выплате компенсации за самолеты и дополнительные двигатели, оставшиеся у перевозчика после начала войны в Украине. Это капля в море претензий лизингодателей, у которых Россия фактически украла самолеты в ответ на вызванные ее вторжением санкции.

«5 сентября 2023 г. мы получили денежные выплаты в размере приблизительно $645 млн в рамках полного удовлетворения наших страховых претензий по полисам группы „Аэрофлот“ в отношении 17 самолетов и пяти дополнительных двигателей», — сообщила в среду AerCap (передает Reuters). Они находились в лизинге у «Аэрофлота» и авиакомпании «Россия».

Выплаты произвела страховая компания НСК, после чего AerCap сняла претензии к ней, ее международным перестраховщикам, «Аэрофлоту» и «России» в отношении этих самолетов и двигателей.

ООО «Страховая компания НСК» было создано в конце 2022 г., на 100% принадлежит государственному унитарному предприятию «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», в ее совет директоров входят представители Министерства финансов. Компания была создана для страхования рисков авиационной отрасли и авиаперевозчиков в связи с санкционным давлением и блокировкой традиционных механизмов авиастрахования, сообщал «Интерфакс».

AerCap заявила в марте 2023 г., что к ней обращались российские авиаперевозчики и страховщики с предложением урегулировать споры относительно переданных в лизинг самолетов. Ранее, в декабре, Reuters сообщал, что российские авиакомпании вели предварительные переговоры по крайней мере с одним зарубежным лизингодателем о выкупе лайнеров на государственные средства. Министерство транспорта России собирало информацию о судах, для выкупа которых можно было бы использовать деньги Фонда национального благосостояния.

До войны Россия была одними из крупнейших лизинговых рынков. Самолеты ее перевозчикам предоставляли такие лидеры сектора, как AerCap, SMBC Aviation Capital, Avolon. После вторжения Евросоюз закрыл небо для российских авиакомпаний, а лизингодатели потребовали вернуть около 500 лайнеров общей стоимостью $10 млрд. В ответ российские власти разрешили перерегистрировать самолеты в национальной юрисдикции. Владимир Путин подписал закон о поправках к Воздушному кодексу и законодательные акты, которые разрешили авиакомпаниям сохранить парк иностранных судов и использовать их для полетов внутри страны и в «дружественные» государства.

«Фактически это украденные самолеты», — комментировал тогда Йорук Исик, глава консалтинговой компании Bosphorus Observer в Стамбуле. Лишившись самолетов и платежей, лизингодатели подали иски к своим страховщикам.

AerCap также сообщила, что получила разрешение на проведение расчетов с «Аэрофлотом» от министерств финансов и торговли США и что переговоры ведутся еще с несколькими российскими перевозчиками. При этом ее совокупные претензии к «Аэрофлоту» составляют $3,4 млрд, они будут уменьшены на выплаченную сумму примерно до $2,75 млрд.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку