Один из крупнейших экспортных секторов российской экономики с ежегодной выручкой, сравнимой с ВВП небольшой восточноевропейской страны, оказался на пороге радикального изменения правил игры.
Экспорт нефтепродуктов, который до войны приносил в экономику больше $100 млрд, может стать уделом небольшого числа избранных компаний. Правительство уже начало разработку «списка» тех, кому будет разрешено продавать дизель и бензин за валюту, в то время как остальным внешний рынок будет закрыт. Критерии для такого «списка» направлены в кабмин, сообщил в пятницу министр энергетики Николай Шульгинов.
«Рассматривается два варианта: ввести список экспортеров нефтепродуктов или ввести лицензирование экспорта», — цитирует его «РИА Новости». В каждом из этих случаев государство будет контролировать экспортные сделки, решая, кому получать валютную выручку, а кому - нет.
Подготовить ограничения на экспорт нефтепродуктов в конце июня поручил вице-премьер Алекснадр Новак после того, как биржевые цены на бензин взлетели на 70% и обновили исторические максимумы. Власти обвинили в «пожаре» на рынке «серых» экспортеров, которые покупают бензин по внутренним ценам, субсидируемым из бюджета, а затем вывозят за рубеж и продают по мировым.
Российские трейдеры, опрошенные Reuters, видят ситуацию иначе: по их мнению, цены разгоняют крупные нефтяные компании. Они придерживают топливо, создавая искусственный дефицит, чтобы высокими ценами компенсировать двукратное сокращение выплат из бюджета (до 30 млрд рублей с 1 сентября).
К летнему сезону нефтеперерабатывающие заводы в стране формировали «неприкосновенный запас» бензина в объеме 2 млн тонн. Но это топливо на рынок так и не поступило, и где оно — неясно, говорил один из источников Reuters: «Возможно, запасы были только на бумаге». В июне продажи бензина на бирже рухнули на 22%, а АИ-95 — почти на треть.
По данным Vortexa, Россия экспортирует нефтепродукты в объеме примерно 2,5 млн баррелей в сутки. На пике — в марте 2023 года — объемы доходили до 3 млн баррелей в день, но к августу снизились до 2,2 млн. Почти 40% топливного экспорта приходится на дизель, который активно покупают страны Африки и не присоединившиеся к санкциям европейские государства. Почти пятую часть составляет нафта, ключевое сырье для производства бензина, а остаток — печное топливо и авиакеросин.
Кому именно будет дальше позволено вывозить за рубеж нефтепродукты, остается неясным. Критерии для списка экспортеров власти не раскрывают. Минэкономразвития выступает даже против публикации самого списка, настаивая на том, что это создаст санкционные риски для компаний и их агентов.