На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) появились образцы экзаменационных заданий для учащихся девятых и одиннадцатых классов. В этом году в экзаменах появились вопросы, связанные с российским вторжением в Украину, обнаружила «Медиазона».
В демонстрационной версии ЕГЭ по истории школьникам предлагается соотнести имена военачальников с событиями, в которых они участвовали. Среди них фигурирует полковник самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Ольга Качура и «специальная военная операция».
Ольга Качура на протяжении 16 лет служила в МВД Украины, а с 2014 года воевала на стороне самопровозглашенной ДНР. Она руководила дивизионом РСЗО БМ-21 «Град» в Горловке. В Украине ее заочно приговорили к 12 лет лишения свободы за участие в террористической группе. Качура погибла в августе 2022 года. Указом президента Владимира Путина ей было посмертно присвоено звание Героя России.
В другом вопросе одиннадцатиклассникам предлагается расставить в хронологическом порядке три события: «подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России», запуск первой в мире атомной электростанции и кругосветное путешествие Фернана Магеллана.
В материалах для демонстрационного собеседования девятиклассников по русскому языку встречается текст о фельдшере Екатерине Ивановой, участвующей в войне в Украине.
Рассказ о ней начинается еще с вводного абзаца об «исключительных примерах храбрости россиян». Далее предлагается подробное ознакомление с биографией Екатерины Ивановой. «28 февраля 2022 года вооруженные силы Украины атаковали санитарную колонну. Прапорщик Екатерина Иванова самоотверженно закрыла собой тяжело раненного военнослужащего, который не смог самостоятельно укрыться от снарядов противника», — говорится в тексте.
Итоговое собеседование по русскому языку является обязательным этапом для девятиклассников перед основной аттестацией (ОГЭ). Это собеседование направлено на проверку коммуникативных навыков учащихся 9-х классов, как указано на официальном сайте ФИПИ.
В демонстрационной версии ОГЭ по обществознанию встречаются вопросы о «жителях страны Z» и «государстве Z», а также о «традиционных российских духовно-нравственных ценностях». Составители заданий под этими ценностями понимают «служение Отечеству и ответственность за его судьбу», «взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России».