В некотором смысле Евгений Пригожин стал жертвой собственного пиара. Ну, и путинской разводки, разумеется.
Сейчас я исхожу из того, что Пригожин и Уткин летели на том самолете, который был сбит средствами ПВО. Ничто не выглядит для меня в такой истории странным. Пригожин сам был активным креатором мира, в котором все должно происходить именно так. Мир без правил, мир коварства, разнузданного насилия, которое не подлежит никакой ответственности, пока оно успешно. Чего хотел, то и получил.
Как, Пригожин, тебе самому твоя кувалда?
Наиболее успешен Пригожин был в пиаре. Его черный телеграм и технологии астротурфинга [маскировка искусственной поддержки населения под общественную инициативу, — MT] мобилизовали миллионы пассивных любителей насилия в российском интернете, которые стали фанатами его дикой дивизии, также во многом державшейся на пригожинском пиаре. Эта мобилизация создавала у Пригожина ощущение защищенности. Как это нередко бывает, он сам в результате поверил в то, что изначально было технологией обмана, — во всех этих накрученных пользователей, за которыми устремлялись реальные любители кровавой свежатинки. Теперь свежатинкой оказался сам Пригожин. Какая неожиданность. Но и какая поэзия.
Смерть Пригожина (если это действительно ПВО) — это сатисфакция армии. Целый год Пригожин со своим прикормленным войском демонстрировал полное презрение к армейской корпорации. Демонстрировал, что интересы вагнеровцев и жизнь одного вагнеровца не стоит жизни пары десятков профессиональных военных. Собственно, ровно так и поступили пригожинцы во время своего бессмысленного тик-ток автопробега до Москвы — убили порядка 20 профессиональных военных. Просто чтобы показать, что так можно. — Ну, можно так можно. И как, Пригожин, тебе самому нынешний тверской авиасалон?
Целых восемь месяцев Пригожин перед всем миром оскорблял руководство российской армии. Его высказывания в адрес Шойгу и Герасимова носили характер непрощаемых. Ты не можешь быть главой военной корпорации, если какой-то грязный делец, блатной и поставщик школьного питания может тебя на всю страну так оскорблять.
И здесь мы подходим к самому главному. Пригожинский миф, миф вагнеровцев возник весной-летом прошлого года, когда деморализованная армия не хотела исправлять чудовищную путинскую ошибку с нападением на Украину. С помощью Пригожина Путину удалось создать успешный миф об альтернативной армии, которая может эффективно заменить регулярную и добиться результата без участия армейского руководства. Объясняя при этом всей стране устами блатного ресторатора, кто виноват в военных неудачах, гибели десятков тысяч солдат — и кого следует повесить на фонаре.
Тут мы находим ответ на интересующий всех вопрос, почему Пригожин не понес наказания сразу после мятежа и был убит вчера.
На мой взгляд, есть два фактора, объясняющих этот парадокс. Во-первых, в момент мятежа раздутый при поощрении Путина пригожинский миф о вагнеровцах как истинных героях, противопоставленных «предателям» и дегенератам регулярной армии, был слишком еще свеж и нуждался в постепенной эрозии и деградации. Но главное не в этом. Главным является второй фактор. Последние два месяца (и это было еще неизвестно в момент мятежа) показали, что без всякого Пригожина Герасимов и Шойгу сумели организовать успешную (пока) оборону на оккупированных территориях, подорвавшую надежды Запада на успех украинского контрнаступления. И за это получили голову кровного врага. Кушайте, заслужили.
Пригожин должен быть доволен в тверском лесу. Русский мир живет по тем правилам, в пропаганде которых он так блистательно преуспел. А все остальные должны заметить, что как ни помогай Путину, всегда найдутся шакалы, которым отдадут потом погрызть твою рыбью голову.