28 июля демократически избранного президента Нигера Мохамеда Базума сменил генерал Абдурахаман Чиани из Национального совета по защите родины (NCSP). США и ЕС осудили переворот, но Россия отнеслась к приходу к власти Чиани более позитивно.
Глава наемников «Вагнера» Евгений Пригожин назвал переворот ударом по неоколониализму и предложил хунте услуги своей компании. В Telegram фашистский философ Александр Дугин заявил: «Нигер — наш! Последняя марионетка Франции свергнута. Нигер — нигерцам!» Официально Россия выразила солидарность с хунтой, но материальной поддержки не оказала. В заявлении МИД России от 11 августа есть предупреждение, что любые военные усилия стран из Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) приведут к «затяжной конфронтации» в Нигере и «резкой дестабилизации ситуации в регионе». Владимир Путин повторил это заявление 15 августа в телефонном разговоре с лидером хунты Мали Ассими Гоитой.
Российская машина пропаганды повторила заявления хунты Нигера о том, что причиной переворота стала растущая нестабильность. 5 августа Пригожин обвинил США, Великобританию и ЕС в создании в Нигере террористических группировок и в разграблении урановых запасов. Пригожин сказал, что Франция платит Нигеру всего 11 долларов за каждые 218 долларов, заработанных на его урановых запасах. Обозреватель РИА Новостей Сергей Савчук заявил, что «Париж высасывает все соки из Нигера» и что это «хрестоматийный пример колониальной структуры, на которой построено показное процветание Запада».
Антизападным посланиям России способствовало освещение переворота в Нигере китайскими СМИ, подчеркивавшими связи Франции и Базума, а также президентом Турции Эрдоганом, который назвал приостановку Нигером продаж урана Франции ответом на угнетение. Эти версии получили восторженную поддержку в Нигере. Общественность Нигера сплотилась вокруг хунты и ее российских союзников, вдохновленная финансируемыми Пригожиным звездами соцсетей. Активисты размахивали на митингах российскими флагами. В недавнем опросе действия хунты получили поддержку 79% населения, и если произойдет внешнее вмешательство, 53% нигерцев хотят, чтобы его возглавила Россия, и только 6% поддерживают ЭКОВАС.
Несмотря на это, Россия не намерена оказывать экономическую помощь находящейся под санкциями хунте Нигера. Геннадий Петров, обозреватель «Независимой газеты», заявил, что премьер-министр Нигера Али Ламин Зейн добивался российских инвестиций, чтобы преодолеть западные санкции, тем не менее «российский след» в Нигере ограничивается флагами.
Российские СМИ объясняют эту сдержанность тем, что неизвестно, сколько продержится у власти Чиани. «Вагнер» также вряд ли приедет в Нигер — по двум причинам. Во-первых, у России очень ограниченные связи в сфере экономики и безопасности с Нигером. В 2021 году он экспортировал в Россию товаров всего на 154 тысячи долларов, а импортировал на 4,58 миллиона. Заявления пропагандиста «России-1» Владимира Соловьева о том, что нигерские военные готовы использовать российские системы ПВО, тоже не соответствуют действительности. У ЧВК «Вагнер» нет доступа к урановым рудникам Нигера, поэтому она не может самостоятельно финансировать свои операции, как это было в ЦАР и Судане.
Во-вторых, военных перспектив у «Вагнера» в Нигере немного. С момента прибытия группы «Вагнера» в Мали в конце 2021 года жертвы среди гражданского населения возросли на 270%, а связанное с «Аль-Каидой» ополчение «Джамаат Нусрат аль-Ислам валь Муслимин» (ДНИМ) ужесточило контроль над северо-восточной и центральной частью Мали. За последний год «Вагнер» потерял доступ к материально-технической поддержке и оборудованию для своих операций в Мали. Внимание России к войне на Украине и последствия восстания Пригожина могут ограничить запасы оружия «Вагнера» в Африке. Поэтому пригожинские наемники будут не так уж и полезны для хунты Нигера.
Россия также будет стремиться избежать военной конфронтации с ЭКОВАС, поскольку стремится расширить коммерческие связи с Нигером в энергетической и алюминиевой областях. По этим причинам сценарий в стиле Буркина-Фасо, где хунта укрепляет связи с российскими госкомпаниями и принимает российских инструкторов для обучения, гораздо более правдоподобен, чем вмешательство ЧВК «Вагнер» в малийском стиле.
Перевод публикации CEPA.