Российское правительство готовит полный перевод такси на отечественные автомобили. Комиссия по транспорту Государственного совета РФ поддержала соответствующие поправки к законодательству, пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол от 7 августа.
По мнению чиновников, такое решение будет способствовать «формированию общефедерального технологического суверенитета и устойчивости отечественной транспортной сети к санкционному давлению».
Поправки затронут закон о перевозках такси (№ 580-ФЗ). Основная их идея заключается в том, чтобы простимулировать спрос на отечественные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. Автором поправок и сопутствующего постановления правительства выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
В проекте постановления правительства указываются обязательные нормативы по локализации новых автомобилей для такси. С 1 января 2024 года их предлагается установить на уровне 1000 баллов, а к 1 января 2028 года повысить планку до 3000 баллов. Освободить от этого требования предлагается только машины дороже 4 млн руб., которые используются в бизнес-классе.
По словам Кутепова, такие уровни локализации были установлены по итогам консультаций с российскими предприятиями — АвтоВАЗом, УАЗом и группой ГАЗ. Только за счет сварки и окраски кузова можно заработать 900 баллов, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Более высокой локализацией обладают АвтоВАЗ, УАЗ и тульское предприятие китайской марки Haval, подчеркнул эксперт. Таким образом, по его мнению, правительство намерено отсечь машины, которые собираются на «Автоторе» (китайские BAIC, Kaiyi, SWM, JMC), а также автомобили «Москвич» и Evolute.
Разработать требования по локализации машин такси и каршеринга «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами» к 1 августа поручал президент РФ Владимир Путин.
Представители такси резко негативно отреагировали на эту идею. В конце июля ассоциация «Национальный совет такси» направил премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не принуждать бизнес покупать только российские автомобили. В ассоциации предупредили о росте цен на перевозки и снижение транспортной доступности в стране.
Машины отечественной сборки эконом-класса за последнее время подорожали на 70–80%: в 2023 году цена на автомобиль, стоивший ранее около 1 млн руб., поднялась до 1,8–2 млн руб., что говорит о явном дефиците машин, подчеркнули в ассоциации.
В правительстве мнения по поводу инициативы разошлись: Минпромторг идею поддержал, а Минэкономразвития и ФАС выступили против, в том числе из-за угрозы подорожания услуг такси.
По данным Росстата, за первую половину 2023 года в России было произведено 197 тыс. автомобилей. При этом руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус оценивает потребность в обновлении парка такси в 200 тыс. машин ежегодно.