(Повтор сообщения от 16 авг)
ГОНКОНГ, 16 авг (Рейтер) - Экономическая статистика Китая за июль, включая розничные продажи, промышленное производство и инвестиции, не оправдали ожиданий, что усилило опасения о более глубоком и продолжительном замедлении роста.
ЗАМЕДЛЕНИЕ КИТАЯ ОШИБОЧНО ПРЕДСКАЗЫВАЛОСЬ И РАНЬШЕ - БУДЕТ ЛИ В ЭТОТ РАЗ ИНАЧЕ?
Показатели активности не оправдывают прогнозов с начала второго квартала, и эта слабость вызывает опасения, что экономика Китая приближается к критической точке - и это уже не в первый раз.
Тревожные звоночки об экономике прозвучали во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и в период оттока капитала в 2015 году. Китай вышел из этих ситуаций благодаря резкому увеличению инвестиций в инфраструктуру и стимулированию спекуляций на рынке недвижимости, а также другим мерам.
Однако модернизация инфраструктуры привела к образованию слишком большого долга, а пузырь на рынке недвижимости уже лопнул, создав риски для финансовой стабильности.
Учитывая, что инвестиции в инфраструктуру и недвижимость, осуществляемые Китаем за счет заемных средств, достигли своего пика, а экспорт замедляется вслед за мировой экономикой, у Китая остается еще один источник спроса, с которым можно работать: потребление домохозяйств.
В этом смысле нынешнее замедление темпов роста отличается от других.
Восстановление экономики Китая во многом зависит от того, сможет ли он убедить домохозяйства больше тратить и меньше сберегать, и будет ли это сделано в такой степени, чтобы потребительский спрос компенсировал слабость других отраслей экономики.
ПОЧЕМУ ЭКОНОМИСТЫ УДЕЛЯЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СПРОСУ ДОМОХОЗЯЙСТВ?
В отличии от потребителей на Западе, граждане КНР во время пандемии коронавируса были брошены на произвол судьбы, и ожидаемый некоторыми экономистами всплеск расходов после отмены локдаунов так и не произошел.
Однако доля потребления домохозяйств в валовом внутреннем продукте (ВВП) была одной из самых низких в мире еще до пандемии COVID-19, и экономисты называют это одним из ключевых структурных дисбалансов в экономике, которая слишком сильно зависит от инвестиций, стимулируемых долгом.
Экономисты винят слабый внутренний спрос в сдерживании инвестиционного аппетита в частном секторе и в том, что в июле Китай скатился в дефляцию. Если ситуация не изменится, то дефляция может усугубить замедление экономического роста и углубить долговые проблемы.
Дисбаланс между потреблением и инвестициями глубже, чем в Японии перед вступлением в «потерянное десятилетие» стагнации в 1990-х годах.
НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАМЕДЛЕНИЕ?
Июльские данные об активности побудили некоторых экономистов отметить риск того, что Китаю будет трудно достичь целевого показателя роста в 5% без дополнительных налогово-бюджетных стимулов.
Это будут всё еще гораздо более высокие темпы роста, чем у многих других крупных экономик, но для страны, которая ежегодно инвестирует около 40% своего ВВП - примерно вдвое больше, чем США, - маловато.
Существует также сомнения в том, что Китай будет готов к масштабному налогово-бюджетному стимулированию, учитывая высокий уровень муниципального долга.
Напряженная ситуация на рынке недвижимости, на долю которого приходится около четверти экономической активности, вызывает дополнительные опасения относительно способности властей остановить снижение темпов роста.
Некоторые экономисты предупреждают, что инвесторам придется привыкать к гораздо более низким темпам роста. Некоторые из них даже поднимают вопрос о перспективе стагнации, подобной японской.
Однако, по мнению других экономистов, многие потребители и представители малого бизнеса уже сейчас ощущают экономическое бремя, не уступающее рецессии, учитывая уровень безработицы среди молодежи, превышающий 21%, и дефляционное давление, сказывающееся на показателях прибыли.
ПОМОЖЕТ ЛИ СНИЖЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК?
Центральный банк Китая во вторник удивил рынки, снизив процентные ставки.
Однако экономисты предупреждают, что эти снижения слишком малы, чтобы оказать существенное влияние на ситуацию, и их основная роль заключается в том, чтобы дать сигнал рынкам о готовности властей стимулировать экономику.
Более глубокое сокращение может также создать риски обесценивания юаня и оттока капитала, чего Китай будет стремиться избежать.
ЧТО МОГЛО БЫ ПОМОЧЬ?
Экономисты хотели бы видеть меры, которые позволили бы увеличить долю потребления домашних хозяйств в ВВП.
Среди возможных вариантов - финансируемые государством потребительские ваучеры, значительное снижение налогов, стимулирование ускоренного роста заработной платы, создание системы социальной защиты с более высокими пенсиями, пособиями по безработице и более качественными и доступными государственными услугами.
На недавнем заседании политбюро такие шаги не были обозначены, но экономисты ожидают более глубоких структурных реформ на ключевом заседании в декабре.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Мариус Захария)