За последние 6 лет доход федерального бюджета от использования принудительного труда осужденных в частных компаниях вырос более чем вдвое — с 8,8 млрд рублей в 2016 году до 19,1 млрд рублей в 2022 году. За пять месяцев текущего года казна получила по этой статье 7,6 млрд рублей доходов, или в среднем 1,5 млрд рублей в месяц, следует из отчетов Минфина.
По данным ФСИН, более 26 тысяч заключенных российских тюрем привлекаются к принудительному труду в 1700 коммерческих организациях. Также в этих компаниях трудоустроены около 9300 осужденных из колоний-поселений. То есть работа одного осужденного принесла бюджету за пять месяцев 2023 года около 210 тысяч рублей.
Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду превышают запланированные государством показатели. Так, в 2021 году государство планировало получить от этого 15,2 млрд рублей, в 2022 году — 15,8 млрд рублей, в 2023 году — 15,9 млрд, и 16,2 млрд в 2024 году.
Впервые графа «доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду» появилась в реестре доходов бюджета в 2013 году, тогда казна получила 8,2 млрд рублей. До этого прибыль ей приносили только средства, удерживаемые из зарплат заключенных, которые работали внутри системы ФСИН, а не в частных компаниях.
Во ФСИН заявили, что не рассматривают использование труда заключенных как способ получения прибыли, но видят в нем «лишь средство их исправления и важнейший элемент их трудового воспитания и профессионального обучения».
Экономист Сергей Алексашенко, комментируя использование принудительного труда заключенных, отмечает, что федеральный бюджет фактически «получает доходы от сдачи в аренду рабов». «Оказалось, что от „привлечения осужденных к оплачиваемому труду“ за пять месяцев текущего года Минфин получил 7,6 млрд рублей доходов. Интересно, сколько получили те, кто использовал рабский труд?» — рассуждает он. По мнению Алексашенко, если сравнивать сумму 7,6 млрд с общими доходами бюджета, 26 трлн, то это «сущий пустяк». «Если сравнивать с расходами на содержание ФСИН, примерно 350 млрд в год, то это будет несколько процентов. А если перевести эту сумму в годовой доход и поделить на общее число заключенных (433 тысячи на начало года), то получится 41,5 тысячи на каждого, — рассуждает он. — Если учесть, что работает только 40% заключенных, то получается, что прибыль Минфина составляет 100 тысяч рублей на человека в год. Уже не так плохо!»
Труд заключенных используют крупные частные и госкомпании, в том числе Ozon и госкорпорация РЖД, которая привлекла 86 осужденных на строительство железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В Ozon «Ведомостям» заявили, что очень довольны работниками-заключенными: показатели эффективности у них на четверть выше средних, невыход на работу снизился на 17%.