В новом учебнике истории России для старшеклассников, который представили министр просвещения Сергей Кравцов и помощник президента Владимир Мединский, переписаны разделы о периоде с 1970-х и до нулевых, а также добавлен раздел о «возвращении» Крыма и «спецоперации» российских войск в Украине.
В нем стало гораздо меньше текста, но больше эмоционально окрашенных эпитетов, различных врезов, вставок и иллюстраций. Также в новой версии учебника больше цитат, особенно из выступлений Владимира Путина. В старом учебнике, который сейчас рекомендован к использованию в школах Министерством образования, их почти нет. Мединский, презентуя новое издание, заявил, что этот учебник «легче читать», чем предшествующую версию.
В написании пособия участвовал сам Мединский, автор нескольких исторических книг, однако профессионалы сомневаются в его квалификации. В 2016 году группа ученых подала заявление в Министерство образования с требованием лишить Мединского степени доктора наук. «Такого историка, как Владимир Мединский, нет», — говорил профессор РГГУ Константин Ерусалимский.
В одной из своих книг, посвященной Второй мировой войне, Мединский пишет, что «факты сами по себе значат не очень много <. > Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна». Его соавтор — ректор МГИМО Анатолий Торкунов, который редактировал также и предыдущую версию учебника истории для страшеклассников.
Шестидесятые — «революция благосостояния»
Шестидесятые годы в новом учебнике называются «революцией благосостояния». «Поступательное развитие экономики в сочетании с достижениями науки и техники в 1950-е — 1970-е гг. сделали нашу страну одной из двух самых влиятельных держав в мире. Советский Союз достиг невиданных высот», — говорится в новом учебнике Мединского. При этом авторы добавляют, что «достигнутый в городах уровень бытового комфорта все равно отличался от жизни „простых людей“ в развитых странах Запада, вернее, от того образа, который создавался иностранным кино и рекламными журналами». В учебнике не уточняется, какие именно западные «рекламные журналы» читали в СССР в шестидесятые.
В предыдущей версии учебника фраза «революция благосостояния» не встречается. Авторы пишут о развитии промышленности и сельского хозяйства, а затем отмечают, что проблемы в развитии животноводства, сложности освоения целины привели в начале 1960-х гг. к нехватке мяса, молока, масла и росту цен. «Эти товары приходилось закупать за рубежом, причём из года в год всё больше. Дефицит порождал коррупцию и спекуляцию», — говорилось в старом учебнике. Авторы отмечали, что цены на продукты питания были стабильны, «зато цены на импортную продукцию лёгкой промышленности неуклонно росли. Самих этих товаров тоже не хватало. За ними выстраивались большие очереди».
Перестройка — «путь к катастрофе»
В новом учебнике глава о перестройке открывается цитатой Путина о том, что развал СССР — это «крупнейшая геополитическая катастрофа» века. Авторы нового учебника пишут, что Горбачев не располагал «никаким четким планом действий», а его реформы отличались «непродуманностью и непоследовательностью».
Горбачеву в вину в учебнике также ставят всплеск национализма. «Одним из важнейших направлений начатой Горбачевым демократизации политической системы стало создание <…> „народных фронтов“. Как правило, руководящая роль оказывалась у представителей националистических и сепаратистских организаций», — говорится в книге.
В предыдущей редакции учебника уже присутствовала фраза о том, что «Горбачев «плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики». Однако в старом учебнике Горбачева не только ругали: в том же абзаце указывалось, что он «отличался от большинства высших руководителей не только возрастом, но и умением говорить без бумажки», а также «подкупал своей открытостью, готовностью к общению с людьми».
В старом учебнике также отмечалось, что Горбачев делал попытки урегулировать конфликты, появившиеся на национальной почве, в частности, упомянуто его обращение к народам Азербайджана и Армении.
В старом учебнике отмечалось также, что Горбачев стал первым президентом, и «введение института президентства стало шагом вперед в деле демократизации страны, создания правового государства». Подчеркивалось, что Горбачев способствовал окончанию холодной войны, и «советские люди с большой надеждой и пониманием встретили начавшийся советско-американский диалог». Гласность и последовавшая за ней волна публикаций запрещенной ранее литературы описаны авторами старого учебника как позитивное явление, а писатель-диссидент Александр Солженицын отмечен подписью «Честь и слава отечества». Результаты президентства Горбачева в старом учебнике характеризовались как «противоречивые».
Лихие 90-е
В новом учебнике девяностые годы описаны однозначно негативно: «Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжелым испытанием для людей. „Открытие Запада“ сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили свое существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в 2 раза, в том числе за счет выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие ученые вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы». Авторы отмечают, что в начале 1990-х россияне еще верили власти, и «несмотря на резкое падение уровня жизни, поначалу поддерживали курс на преобразования. Общество верило обещаниям „реформаторов“, что они не допустят всеобщей нищеты». Но затем «большинство населения страны стало скептически относиться к либеральным идеям, которые ассоциировались со снижением жизненного уровня, утратой геополитических позиций нашей страны».
Стиль изложения в старом учебнике гораздо более нейтральный, а многие явления описаны с разных точек зрения. Например, вместо «низкопробных культурных подделок» из редакции 2023 года, в предыдущей версии говорилось, что в девяностые «резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа».
Кроме того, авторы старого учебника отмечали, что «предпринятые правительством шаги позволили избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса».
Аннексия Крыма и «СВО»
Уже во введении к новому учебнику отмечается, что «важнейшим событием Новейшей истории стало вхождение, а вернее, возвращение наших исторических земель в состав Федерации». «Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ — еще более сплоченным», - пишут авторы.
Глава о войне в Украине содержит 17 параграфов, включая такие: «Отношения с Западом в начале XXI в.», «Давление на Россию со стороны США», «Фальсификация истории», «Возрождение нацизма», «Украинский нацизм», а также «Судьба Донбасса», «Минские соглашения. Что это было?», «Специальная военная операция» и «Россия — страна героев». Главу о «спецоперации» открывает цитата Путина о том, что «мы не начинали никаких боевых действий, мы пытаемся их закончить». В этой главе говорится о том, что «главным бенефициаром украинского конфликта стали США», о «возрождении нацизма» и о том, что «идеей фикс» западных стран стала «дестабилизация положения внутри России». Российские военные в Украине, как указано в учебнике, «сражаются за добро и правду», «подрывая себя вместе с врагом» и «ведя бой в горящем танке».
Украина в новом учебнике названа ультранационалистическим государством: «Сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным».
Описание «воссоединения Крыма с Россией» в старой и новой версиях почти не отличаются. В старой редакции говорилось, что «в ходе государственного переворота на Украине в начале 2014 г. был свергнут законно избранный президент Янукович» и «к власти в Киеве при поддержке стран Запада пришли радикальные националисты». Далее утверждалось, что в Украине «фактически» запретили использование русского языка. Война 2014 года на Донбассе описывалась как выступление русскоязычного населения южных и восточных районов Украины в защиту своих прав».
После параграфа о Крыме в старом учебнике описывалась «операция по борьбе с терроризмом» в Сирии и новые виды вооружения, которые появились в России за последние годы. Авторы учебника перечисляли эти вооружения: ракетный комплекс «Сармат», авиационно-ракетный комплекс «Кинжал», беспилотные подводные аппараты «Посейдон» и другие. «Все эти современные виды вооружений свели на нет усилия США и НАТО добиться изменения военно-стратегического паритета в свою пользу», — заключили авторы.
Завершила старый учебник глава о принятых в 2020 году поправках к Конституции без описания главного содержательного нововведения, позволившего Путину бессрочно оставаться президентом. В новом учебнике лишь говорится, что в новой Конституции были «уточнены ограничения, связанные с количеством сроков пребывания на посту Президента страны».
Учебник заканчивается фразой: «Век XXI должен стать веком новой, возрождённой России».