Во время недавнего визита в КНДР министру обороны России Сергею Шойгу показывали межконтинентальные баллистические ракеты. Часть информации об их производстве северокорейские хакеры могли украсть у предприятия, которое поставляет ракеты армии самого Шойгу, – «НПО машиностроения» из подмосковного Реутова.
Две занимающиеся кибершпионажем группы, связанные с правительством Северной Кореи, подключились к IT-системе военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» в конце 2021 г. и сохраняли доступ к ней около пяти месяцев. Об этом сообщает агентство Reuters, ознакомившееся с информацией о взломе и подтвердившее аутентичность некоторых украденных данных у независимых экспертов. IT-специалисты НПО, судя по их внутренней переписке, обнаружили активность хакеров в мае 2022 г.
Хакеры получили доступ к электронным письмам, могли переключаться между сетями IT-системы НПО и извлекать данные, пояснил Reuters Том Хигел, специалист американской фирмы по кибербезопасности SentinelOne, который первым обнаружил взлом. Он узнал о нем, когда сотрудник IT-департамента НПО, занимавшийся расследованием северокорейской атаки, загружал данные на портал, которым пользуются специалисты по кибербезопасности со всего мира, и по ошибке поделился внутренней перепиской.
ВПК «НПО машиностроения» – ведущий российский производитель боевых и космических ракет. Выпускает, в частности, крылатые ракеты, ракетные комплексы «Бастион» и «Редут», межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). В 2019 г. Владимир Путин рассказал в послании Федеральному собранию, что созданная НПО новейшая гиперзвуковая ракета «Циркон» способна развивать скорость, в 9 раз превышающую скорость звука.
То, что хакеры могли получить информацию о «Цирконе», не означает, что КНДР способна наладить выпуск таких ракет, сказал Reuters европейский эксперт Маркус Шиллер, изучающий ракетную программу Северной Кореи: «Так бывает только в кино. Даже раздобыв план, вы не очень-то продвинетесь в строительстве таких штук, для них нужно гораздо больше, чем просто чертежи». Вместе с тем, НПО – важная цель, «у них можно многое узнать», признает Шиллер.
Скорее, корейским ракетчикам может быть интересна информация о топливе, полагает Джеффри Льюис, специалист по ракетам из Центра исследования проблем нераспространения имени Джеймса Мартина. Например, некоторые ракеты НПО заправляются на заводе, а не на стартовой площадке, что повышает их мобильность во время военных действий. «Северная Корея объявляла, что занимается тем же, в конце 2021 г. Если говорить о том, чем ей может быть полезно "НПО машиностроения", в моем списке это [работа с топливом] стояло бы на первом месте», – говорит Льюис.
Пхеньян пытается создать ракеты, которые могли бы достать до территории США, и занимается разработкой ядерного оружия. А НПО производит целую серию ракет МБР для стратегических ядерных сил России.
В апреле КНДР провела успешное испытание ракеты «Хвасон»; она считается первой северокорейской МБР, работающей на твердом топливе. Ее тоже показывали Шойгу во время июльского визита.