Президент РФ Владимир Путин провел первый телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Эрдоганом после выхода России из зерновой сделки и изложил ему «принципиальную позицию» Москвы по данному вопросу.
Он заверил турецкого коллегу, что Россия готова вернуться к Стамбульским договоренностям по вывозу зерна из Украины, но только после выполнения Западом всех обязательств перед Москвой, сообщает пресс-служба Кремля.
В частности, Россия требует подключить Россельхозбанк к системе SWIFT, вывести из-под санкций поставки российского зерна и удобрений на мировые рынки, решить вопрос со страхованием российских судов и экспортных поставок, а также возобновить работу аммиакопровода Тольятти—Одесса.
Эрдоган, в свою очередь, подчеркнул важность Черноморской инициативы, которую он рассматривает «как „мост мира“», сообщила пресс-служба турецкого президента. Он обратил внимание Путина на то, что цены на зерно, которые снизились на 23%, пока действовала зерновая сделка, увеличились на 15% после выхода из нее России. Отказ от инициативы на длительный срок «никому не принесет пользы», а больше всего от этого пострадают страны, нуждающиеся в поставках продовольствия, отметил турецкий президент.
Также в ходе телефонного разговора лидеры двух стран договорились о визите российского президента в Турцию. Однако дата визита пока не называется. Кремль ничего по поводу возможной поездки Путина не сообщил. «Условлено о продолжении контактов на различных уровнях, в том числе в контексте подготовки возможной встречи двух лидеров», — отметили в пресс-службе президента.
Москва объявила о приостановке участия в договоренности 17 июля и отозвала гарантии безопасности судоходства, начав наносить ракетные удары по украинским портам и элеваторам.
Как писала The Wall Street Journal со ссылкой на дипломатов и аналитиков, Россия отказалась продлевать соглашение после того, как Эрдоган «разозлил» Кремль, вернув Украине защитников «Азовстали» и одобрив вступление Швеции в НАТО.
В течение двух недель Путин игнорировал запросы Эрдогана, предлагавшего провести переговоры о продлении зерновой сделки. «Я не думаю, что Путин доверяет Эрдогану так сильно, как раньше», — сказала WSJ бывший высокопоставленный дипломат, работавшая в посольстве Турции в Москве, Гулру Гезер.