Российская экономика в 2023 году потеряет 30% доходов от экспорта, прогнозирует ЦБ РФ.
По оценке центробанка, за год экспортеры заработают $414 млрд против рекордных $591 млрд в 2022-м. Новый прогноз, опубликованный регулятором после решения по ключевой ставке на прошлой неделе, стал третьим с начала года, и каждый раз ЦБ ухудшал оценку: в феврале он ждал $507 млрд экспортных доходов, в апреле ухудшил показатель до $435 млрд, а летом опустил планку еще на $21 млрд ниже.
Доходы России от экспорта нефти схлопнулись почти вдвое — до $11,8 млрд в месяц, по данным Международного энергетического агентства. Экспортная выручка «Газпрома» на рынке Европы, по оценкам БКС, рухнула на 75% и в этом году составит лишь $12,8 млрд: физические объемы прокачки газа откатились на уровни середины 1970-х, а цены упали в 10 раз по сравнению с военными пиками.
В прошлом году экономика получила рекордные $349 млрд от продажи нефти и газа. Но теперь ситуация быстро меняется в негативную сторону, отмечает Оксана Антоненко, директор по анализу глобальных рисков в Control Risks Group: «Совершенно ясно, что к концу года макроэкономическая ситуация в России существенно ухудшится, и это будет устойчивый тренд.
Номинально объемы российского экспорта откатятся к уровням 2019 года, но в реальности приток экспортной выручки схлопнется куда сильнее.
По данным ЦБ, 39% российского экспорта сейчас осуществляется «в рублях», что, как правило, означает торговлю бартером. Еще 27% оплачивается в «дружественных» валютах, потратить которые можно лишь в странах, откуда они пришли. На доллары и евро приходится лишь 34% российского экспорта. И если эта доля сохранится, реальный приток твердой валюты в Россию составит лишь $140 млрд — а это уровни 2003-04 гг.
На межбанковском рынке валюта уже в дефиците: в июле, чтобы привлечь доллары, участники рынка были готовы платить по 13% годовых, а евро — 11%, рассказывает Андрей Хохрин, гендиректор ИК «Иволга Капитал». Для сравнения: рублевые кредиты в среднем стоили 7,8% во второй половине месяца.
Приток валютной выручки снижается, и это давит на рубль. С начала года доллар подрожал на 28%, евро — на 35%, и это не предел — рубль может упасть до 100 рублей за доллар и ниже при текущих объемах экспорта, считает Антон Прокудин, главный экономист УК «Ингосстрах Инвестиции».
Ситуация с рублем показательна, считает Тим Эш, стратег по развивающимся рынкам Bluebay Asset Management: в прошлом году власти держали его крепким, чтобы продемонстрировать устойчивость экономики к санкциям, но теперь избыток денег в бюджете и энергетические сверхдоходы ушли в прошлое.
«Им придется делать выбор — пушки или масло, — говорит Эш. — Чем дольше это продолжается, тем сложнее будет выбор, и тем больше население будет страдать».