Семь с половиной месяцев, с 12 декабря 2022 года, 120 000 армян Арцаха (Нагорного Карабаха) находятся в блокаде — из-за закрытия Лачинского коридора. Эта «дорога жизни» связывает граждан непризнанной республики с Арменией и внешним миром (см. Лачинский кризис и политика деармянизации Арцаха — история повторяется).
Ситуация ухудшилась после 23 апреля: власти Азербайджана, нарушив взятые на себя международные обязательства (по трехстороннему заявлению лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 года), установили незаконный контрольно-пропускной пункт (КПП) в Лачинском коридоре — зоне ответственности Российского миротворческого контингента (РМК).
Блокада еды и лекарств
Рукопожатные в различных международных организациях и странах мира власти Азербайджана по сей день продолжают нарушать не только упомянутое трехстороннее заявление, но и решение Европейского суда по правам человека (от 21 декабря 2022) и Международного суда (в Гааге) от 22 февраля и 6 июля 2023 года, призывающих официальный Баку срочно «принять все имеющиеся в его распоряжении меры для обеспечения беспрепятственного движения лиц, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях». Официальный Баку без малейших сомнений продолжает свою антиармянскую и антигуманитарную политику, вопреки призывам Верховного комиссара ООН по правам человека, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европарламента, многочисленных государств и авторитетных международных правозащитных организаций.
Новым шагом последовательной политики Баку по деарменизации региона стало то, что под предлогом «борьбы с нелегальным транзитом вооружения» в Нагорный Карабах, азербайджанские пограничники ограничили, а после и вовсе запретили не только проезд людей и автомобилей (из Арцаха в Армению и наоборот), но и перевозку продуктов питания, медикаментов и топлива. Все это — после многомесячных ограничений на поставки и полного отключения (со стороны Баку) электричества и природного газа! Жители непризнанной республики стали на грань гуманитарной катастрофы.
Окруженные и осажденные азербайджанскими вооруженными силами и пограничниками 120 000 армян, среди которых 30 000 детей, 20 000 стариков и 9000 инвалидов, выживают только за счет скудных запасов местной продукции. Уже более месяца в регион не пропускают ни одной партии товаров или лекарств. Здравоохранение, общественный транспорт, общественные и частные учреждения парализованы. Сельскохозяйственные поля и участки не могут быть обработаны, а урожай не может быть собранным из-за отсутствия топлива. Беременные женщины и дети недоедают. В Арцах, куда до блокады завозилось до 90% потребляемых товаров и продовольствия, нельзя ввозить ни фрукты, ни овощи, ни вообще какие-либо прочие товары.
Уровень смертности выше, чем когда-либо.
«Решить проблему армян»
Мировое сообщество наблюдает: чаще делаются общие заявления сторонам, чтобы они пришли к согласию и миру, реже звучит критика в адрес властей Азербайджана за их политику. Но все подобные слова не меняют отношения к официальному Баку, а ее лидер Ильхам Алиев все еще продолжает оставаться «надежным энергетическим партнером» для Запада и стратегическим партнером, союзнически взаимодействующим с Россией.
В то же время такие международные неправительственные организации, как как Amnesty International и Human Rights Watch сходятся во мнении, что Азербайджан — это «консолидированный авторитарный режим», а дальнейшая блокада делает жизнь живущих в Арцахе армян, «все более невыносимой».
Мотивация и цель администрации Алиева — «скорейшая интеграция армян» в Азербайджанское общество и государство. Налицо повторение и возврат к прошлому. Ранее эта политика уже «решила проблему армян» в Нахиджеване, где за 70 лет советской власти и нахождения под контролем Баку к началу 1990-х годов фактически не осталось ни одного армянина.
Не осталось армян и в Нагорном Карабахе, точнее той его части, которая была оккупирована по итогам и после 44-дневной войны 2020 года. Нет интегрированных армян и в крупнейших городах страны: Баку, Сумгаите и Гяндже, где армяне жили с давних времен и в большом количестве. В устах авторитарных властей предлагаемая интеграция сводится к деморализации и насильственной ассимиляции, порой с элементами этнической чистки и уничтожения культурного достояния. Чем не продолжение геноцидальной политики в отношении армянского народа, начатой более 100 лет тому назад в Стамбуле?
Нельзя молчать
Именно с этой целью официальный Ереван, будучи стороной переговорного процесса, начатого на основе трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, настаивает на гарантиях по обеспечению прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также создании механизма прямого диалога по линии Степанакерт — Баку с международными гарантиями, что является краеугольным камнем в переговорном процессе по «мирному договору». Но по сей день нет никаких признаков, что Азербайджан готов уважать эти фундаментальные права человека. Конфликт не может иметь прочного и справедливого решения теми средствами и методами, которые использует официальный Баку.
Мир между Арменией и Азербайджаном может быть достигнут лишь путем примирения и взаимными уступками, но никак не принуждением силой и карательными средствами. Унижение, подчинение и этнические чистки лишь создают порочный круг насилия.
Азербайджан противопоставил армянскому «стремлению к миру» свое опасное «стремление к подавлению и доминированию», распространив его и на суверенную территорию Республики Армения. Подобная политика доминирования за счет национальных интересов Армении может привести новому этапу нестабильности, а может, и к катастрофе. Это не в интересах какого-либо крупного международного или регионального игрока, включая Россию, имеющую свои национальные интересы в Кавказском регионе.
Азербайджан возражает против доставки любой международной гуманитарной помощи в Нагорный Карабах, торгуясь с Россией и Западом. Для властей в Баку заявления с требованием об открытии Лачинского коридора — пустой звук или же фоновый шум, поскольку он беспрепятственно и безнаказанно использует бесчеловечные меры для насильственного подчинения народа Нагорного Карабаха Азербайджану или же изгнания его с родной земли.
Цивилизованный мир не должен молчать, а должен действовать. Время на исходе.