Амбициозные планы Кремля по превращению России в часть нового «шелкового пути» из КНР в Европу терпят фиаско.
Объем транзитных перевозок из Китая в ЕС по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), который огибает РФ через территорию республик бывшего СССР, по итогам первого полугодия 2023 года увеличился на 77% и достиг 1,3 млн тонн.
Такие данные, как сообщает DKN, были представлены на встрече руководителей железнодорожных администраций Казахстана и Азербайджана с казахстанскими грузоотправителями и экспортерами.
Берущий начало в Китае ТМТМ проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию, откуда морем через Турцию товары доставляются в европейские страны.
В конце июня национальные операторы железных дорог Казахстана, Грузии и Азербайджана подписали соглашение о создании совместного предприятия, чтобы ускорить развитие маршрута, который стал для китайских компаний альтернативой транзиту через РФ.
Единая логистическая компания позволит упростить транспортные процессы на ТМТМ и уменьшить сроки поставки китайских товаров на европейский рынок на 10–15 дней, заявил после визита в Грузию премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
Транзит из Китая в Европу через Россию по итогам прошлого года обвалился на 30%, оценивал ранее гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Объемы перевозок, которые осуществляет ОТЛК ЕРА (совместное предприятие РЖД, Белорусской и Казахстанской железных дорог), начали резко падать с первых же месяцев войны.
Если в январе это было 57 827 TEU (эквивалент 20-футового контейнера), то в апреле уже только 31 987 TEU. «Китай продолжит поставки через Россию по железной дороге в ту же Беларусь, но понятно, что Европа через Россию возить товары в Китай практически не будет в обозримой перспективе», — указывает Бурмистров.