Российские власти активно борются с распространением в интернете противоправного, с их точки зрения, контента. С началом войны борьба эта перешла в режим спецоперации, в которой надзорные органы добились гораздо бóльших успехов, чем российская армия – в своей спецоперации на территории Украины (по крайней мере, с количественной точки зрения). Но насколько бóльших?
Citizen Lab, междисциплинарная лаборатория в Школе глобальных отношений Мунка при Университете Торонто, постаралась оценить масштабы усиления цензуры. Для этого ее специалисты посчитали количество блокировок контента в соцсети «ВКонтакте» (VK). Блокировки производятся на основании решений судов, о чем и сообщается пользователю, желающему такой контент посмотреть.
Сообщение о первом таком постановлении появилось в VK 2 марта 2014 г., о последнем – 28 апреля 2023 г. (данные собирались до 14 мая). В общей сложности исследователи нашли 336 юридических обоснований, на которые ссылалась VK, оправдывая блокировку видео в России. Но если за восемь лет до российского вторжения в Украину таких судебных решений было вынесено около 80, то после 24 февраля 2022 г. их число подскочило более чем в 4 раза.
После этого темпы снижаются, а за период с 26 декабря 2022 г. по 26 января 2023 г. вообще нет ни одного обоснования (что частично может объясняться новогодними и рождественскими праздниками).
Источник: Citizen Lab
В общей сложности, выяснила Citizen Lab, в России по судебным решениям заблокировано 94 942 видеоролика, 1569 аккаунтов сообществ и 787 личных аккаунтов.
Что же именно требуют не показывать россиянам суды, выносящие постановления по обращению прокуроров или других субъектов, апеллирующих к различным законам? «Для выявления общей тематики заблокированного контента мы произвольно отобрали 30 видеороликов, заблокированных в России», – говорится в отчете Citizen Lab «Слепое пятно. Как VK прячет контент от российских пользователей». Среди них 43% связаны с войной в Украине – «кадры военных действий, демонстрация боеприпасов, интервью с военнослужащими, ток-шоу с обсуждением военных действий». Следующая группа видеоматериалов касается Беларуси (26%) – записи акций протеста, новостные сообщения о погибших, задержанных и трагедиях. Третья по масштабам категория блокируемого контента (13%) не связана с войной в Украине, включает освещение экономических проблем и маршей националистов.
Некоторые виды видеоконтента недоступны из-за блокировки аккаунтов отдельных пользователей или сообществ, которые их размещали. Эти видео чаще всего содержат критику Владимира Путина или российского вторжения в Украину.
Кроме того, цензура в России стоит на защите так называемых традиционных ценностей. «Мы обнаружили широкую блокировку в России ЛГБТИК-контента по ключевым словам», – говорится в отчете.
Citizen Lab сравнила российский подход с 30 произвольно отобранными роликами, которые в VK заблокировали канадские власти. Среди последних «полностью отсутствует политический, новостной и событийный контент», в основном блокировки связаны с нарушением авторских прав в сфере развлечений, в частности, в спорте (57%), музыке (40%), телевизионных программах (3%).