Политическое болото — название политически аморфной и легко манипулируемой части электората. Другими словами, это избиратели, не имеющие явных политических пристрастий, принимающих решение о поддержке той или иной политической идеи под влиянием агитации или изменений в повестке дня.
Термин «политическое болото» появился в период Французской революции. Им называли наиболее многочисленную (около 400 человек) группу депутатов Национального конвента, которые, в отличие от якобинцев или жирондистов, редко занимали четкую политическую позицию, временами поддерживая то первых, то вторых.
Для «болота» характерно качание между идейными полюсами, «идеологический маятник». Таких осей может существовать несколько, однако актуальная повестка обычно выдвигает на первый план какую-то одну двухполюсную систему. Прочие находятся в латентном состоянии, но могут актуализироваться при изменении ситуации.
«Болото» в условиях пропаганды
Политическая пропаганда может быть плюралистичной и монополистической. Последняя возникает в авторитарных режимах вследствие подавления альтернативных источников вещания.
«Болото» существует и в плюралистичных обществах, но его политические установки определяются равнодействующей от информационного «излучения» разных транслирующих центров и качается в соответствии с колебаниями повестки дня.
Монополистическая пропаганда консервирует повестку дня, отклоняя ее от естественного тренда. Однако такая «консервация» создает скрытое напряжение.
Анализируя монополистическую пропаганду, Эрих Фромм писал, что ее всесилие лишь на первый взгляд кажется абсолютным. В действительности она создает почву для латентного (психологически вытесняемого) протеста, который в работе Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года» был назван словом «конформизм-реформизм», т. е. амбивалентностью лояльности и протеста.
Скрытая протестная составляющая делает мировоззрение неустойчивым в случае появления альтернативных источников вещания. При их возникновении в «великом идейном болоте» происходят глубокие изменения. Этот процесс может принять характер цепной реакции.
В СССР даже обычная новостная лента, которую воспроизводили западные СМИ, нарушала пропагандистский порядок и по факту становилась антисоветской. Поэтому власти глушили радиоголоса, которые транслировали эту повестку. Тем не менее, несмотря на глушилки, в 80-е годы аудитория радиоголосов стала массовой. Кроме того, в крупных агломерациях широкое распространение получил самиздат, тоже альтернативный центр вещания. Сдвиги в общественном сознании стали заметны — говорим об этом как свидетели эпохи.
Разрушение цензуры при Горбачеве означало крушение идеологической картины мира и крушение советского строя.
Сегодня в России советская ситуация повторилась, но с изменениями. Официальной идеологии больше нет, но есть информационное доминирование телевидения, формирующего повестку дня. Информационный охват альтернативных источников вещания несопоставимо мал.
Качание идеологического маятника
В мае 2020 г. Группа Белановского провела количественный телефонный опрос 1600 респондентов по всероссийской случайной выборке номеров. Цель опроса — определить соотношение идеологических сегментов в российском обществе. Методика описана здесь.
В мае 2023 г. был проведен повторный опрос по сокращенной выборке 800 чел. Опрос проводила та же региональная поллстерская фирма, что и в 2020 г.
Сравнительные результаты показаны в таблице.
Методика отнесения респондентов к идеологическим группам была экспериментальной. В опросе 2020 г. она, скорее всего, завысила долю либералов за счет политического «болота». Тем не менее в 2023 г. она показала значительный и закономерный сдвиг в сторону увеличения численности имперцев при соответствующем сокращении доли либералов и незначительном увеличении численности «болота».
Результаты второго опроса показывают, что спецоперация и сопутствующая ей телевизионная пропаганда значительно повлияла на соотношение численности идеологических сегментов, что является иллюстрацией к тезису о качании идеологического маятника.
Вместе с тем, гипотеза идеологического маятника позволяет ожидать, после окончания спецоперации соотношение сегментов может качнуться в другую сторону. Трудно сказать, возрастет ли численность либералов (предполагаем, что нет), но, очевидно, произойдет сокращение численности имперцев за счет той части болота, которая под влиянием войны к ним примкнула. В результате численность «болота» может значительно возрасти.
Химеры пропагандистской картины мира
В работе «Просуществует ли Советский Союз…» Андрей Амальрик писал, что под влиянием пропаганды у советских людей сложилась сюрреалистическая картина мира. Конец 1980-х и 1990-е годы были попыткой уйти от этого «сюрреализма». Однако позднее, и чем дальше, тем больше, государственная пропаганда вновь стала навязывать российскому населению специфичные идеи наподобие особого пути развития, суверенной демократии и т. д. в сочетании со все большим обособлением новостной повестки от остального мира.
Результатом этой пропагандистской работы стала дискредитация в массовом сознании рыночных реформ, «коллективного Запада» и «либералов», идеализация СССР, а также далекие от реальности представления о внешнем мире и месте России в нем.
В связи с дискредитацией в сознании населения стран западной демократии место желаемого будущего занял, как пишет исследовательница Аля Денисенко, воображаемый образ Китая, абсолютно не соответствующий реальному пути развития этой страны.
Экономически Китай, продолжает Денисенко, — «не изолированная, а открытая страна без „железного занавеса“, где именно потоки людей, идей и денег … обеспечивают ее развитие. Китай — один из главных бенефициаров глобализации». Однако респондентам все видится иначе, они выдвигают на первый план идею автаркии.
- Лично я не вижу выхода, … [кроме того, ] чтобы была какая-то автаркия вроде Китая, чтобы были свои товары или свои партнеры торговые, за счет которых можно было бы жить, типа китайцев (Ярославская обл., м., 32 лет).
- Когда-то ведь Китаю Америка объявила экономическую войну. Где-то, может быть, в 90-х. … И Китай серьезно к этому отнесся. Сегодня смотришь и думаешь: да, это вот действительно уже держава устоявшаяся, самостоятельная (Архангельская область, м., 45 лет).
- В Советском Союзе тоже был «железный занавес». У нас специалисты были самые лучшие. …Китай, он же тоже изолированный. Как он за последние 10 лет вырос? Он нас обогнал (данные респондента не указаны).
Другим примером воздействия пропаганды на картину мира российского населения является идея «осажденной крепости». После начала спецоперации эта идея нашла определенное подкрепление в связи с санкциями и поставками оружия Украине, но ее аргументы во многом основаны на нереально завышенных представлениях о ценности российских природных ресурсов и желании внешних сил завладеть ими военным путем.
- Я думаю, когда война на Украине закончится, начнется какая-то другая. Ведь у нас большая страна, много ресурсов, не может быть, чтобы ими никто не попытался завладеть. Одна только пресная вода чего стоит (Моск. обл., ж., 48 лет).
- Мы же видим, что без нашей нефти, газа, зерна на Западе кризис (Тверь, м., 68 лет).
Картина мира современного российского человека, формируемого монополистической пропагандой, до сих пор остается малоизученной. Наверное, наиболее ярко сюрреализм этой картины проявился в вопросе, возникшем при обсуждении мятежа Пригожина утром 24 июня 2023 г.:
- Теперь будет Временное правительство? (Моск. обл., ж., 53 лет).
Нереальные представления о мире и собственной стране создают предпосылки для идеологической смуты, которая возникнет в случае прорыва монополистической пропаганды. Обсуждение реальных проблем будет осложнено наличием оторванных от реальности, но глубоко укоренившихся политических идей.
Произойдет ли вытеснение идеологических химер по влиянием того, что может быть названо «принципом реальности»? Есть опасения, что этот процесс будет долгим и трудным, вновь потребует смены одного или двух поколений.