В 586 году до Рождества Христова войска вавилонского царя Навуходоносора разрушили в Иерусалиме храм царя Соломона.
В 1237 году уже нашей эры войска хана Батыя подожгли в Рязани Спасский собор и убили прятавшихся там людей.
В 1931 году большевики взорвали храм Христа Спасителя в Москве.
В 2015 году террористы ИГИЛ взорвали храм Бэла в Пальмире.
В 2023 году российские войска разрушили Спасо-Преображенский собор в Одессе.
С кем бы хотели ассоциировать себя российские войска — с Навуходоносором, с Батыем, со Сталиным или с ИГИЛ? Впрочем, разница небольшая. Века идут, а варвары не меняются.
Примечательны оправдания, которые привело российское Министерство обороны и вслед за ним спикер российского Министерства иностранных дел Мария Захарова — дескать, храм и еще двадцать пять объектов культурного наследия в Одессе пострадали не от российского обстрела, а от безграмотных действий украинских сил противовоздушной обороны. Дескать, высокоточная российская ракета летела в военный объект, а украинские войска ее сбили, и оттого ракета попала в храм.
Это все равно как сказать, что Юлий Цезарь наткнулся на кинжал Брута, потому что неграмотно защищался от нападения заговорщиков. Или что Александр Пушкин во время дуэли с Дантесом неграмотно позиционировал себя в пространстве и оттого наткнулся на пулю.
Или что Ленинград подвергся блокаде из-за безграмотной обороны или из-за безграмотных действий советских войск в первой части Великой отечественной войны.
Или что Хатынь, белорусская деревня, сожжена из-за безграмотной организации деревенской противопожарной безопасности.
Разрушение храмов входит в историю, становится символом варварства, потому что люди нагружают храмы смыслом, верят, что в алтаре каждый день происходит чудо. Храм — это святыня, поэтому разрушение его — историческое событие.
На самом же деле чудом следует считать любой объект, ракета просто не может попасть ни во что, что нельзя было бы считать чудом. Просто в чудесные свойства храма верит большое количество людей, а чудесные свойства всего остального на свете известны лишь немногим.
В алтаре Спасо-Преображенского собора каждый день происходило чудо Евхаристии — вино превращалось в кровь Христову, а хлеб — в Христову плоть. И прихожане приобщались этого чуда. Евхаристия не от этого мира, она не боится ракет, а вот храм и священники в нем беззащитны.
Там же в Одессе, неподалеку, разбомблено российскими ракетами и беспилотниками несколько элеваторов, портовых зернохранилищ. И там тоже был хлеб. Этот хлеб не превращался в плоть Бога, но должен был укрепить плоть десятков, а то и сотен тысяч людей по всему миру. Этот хлеб долженствовал участвовать в чуде продолжения жизни. Люди должны были приобщаться и этого чуда. Теперь украинский хлеб не будет в чуде участвовать.
Девочка Лиза в Виннице, помните, та, которая погибла под обстрелом, уж по крайней мере для мамы ее была не меньшим чудом, чем храм для Одессы и одесситов. Доктор Оксана Леонтьева, погибшая в Киеве, — и она тоже была чудом, как минимум для своих родных и своих пациентов.
Снизим пафос. Каховская дамба — была чудом и она, нерасчетливым, неэффективным, но чудом — благодаря ей жила вокруг земля, которая теперь, без орошения, стремительно превращается в бесплодную пустыню.
Мне обязательно скажут, что и донецкие погибшие дети были чудом. И донецкий стадион, и донецкий аэропорт. Да, и они были чудом, невозвратной святыней. Нельзя попасть ракетой ни во что, что не было бы чудом и святыней.
Жаль, солдат, снаряжающий ракету, и офицер, дающий приказ о ее пуске, не имеют достаточно фантазии, чтобы представить себе это — тотальное чудо.