Российская экономика после начала войны с Украиной пережила беспрецедентное в новейшей истории бегство капитала, несмотря на санкции, усложнившие расчеты с внешним миром, и жесткие валютные ограничения от ЦБ РФ.
Совокупный чистый отток капитала из страны с февраля 2022 года по июнь 2023 года достиг $253 млрд, следует из подсчетов Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) и статистики Центробанка.
За 2022 год, по данным ЦМАКП, из России ушло $239 млрд — вчетверо больше, чем годом ранее (эта сумма включает $13 млрд за довоенный январь). В первой половине 2023 года отток составил дополнительные $27 млрд.
В относительном выражении темпы вывоза капитала достигли 13% ВВП и побили все возможные рекорды. Так, в 2008 году, на фоне мирового финансового кризиса, и в 2014 году, после аннексии Крыма, это было около 11% ВВП (порядка $150 млрд в год). Темпы оттока из реального сектора экономики (нефинансовых предприятий), по оценкам ЦМАКП, в прошлом году практически удвоились — 10% ВВП против 5% ВВП в среднем на протяжении предыдущих 13 лет.
«Чистый приток средств по счету текущих операций и чистый отток средств по финансовому счету в 2022 году достигли беспрецедентных уровней», — констатируют эксперты ЦМАКП.
Спасая сбережения от войны и санкций, российские граждане за прошлый год вывели на иностранные счета $64 млрд. Крупный бизнес только в зоне евро, согласно данным Европейского ЦБ, оставил выручку на $90 млрд.
Десятки миллиардов долларов за проданное за рубеж сырье не доходят до России: сейчас компании-экспортеры продают на бирже лишь 22% выручки — вдвое меньше, чем год назад, оценивает Виктор Тунев, экс-главный аналитик УК «Ингосстрах Инвестиции.
Частично это объясняется торговлей бартером, которую власти называют экспортом и импортом «в рублях». Его доля оценивается в 39%, но это не единственный фактор, уверен Тунев: «Где, в какой валюте и для каких целей накоплены десятки миллиардов долларов за рубежом — загадка».
В неизвестном направлении уходят нефтяные доходы примерно на $2 млрд в месяц, указывает он: фактические скидки на российскую нефть ниже, чем заявленные Минфином ($10 за баррель вместо $18–30), а цены реализации, соответственно, выше. Эта разница оседает на счетах теневых посредников и перевозчиков, которые транспортируют сырье под угрозой санкций, отмечает Bloomberg.
Мятеж ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, который шокировал элиты и граждан идущими на Москву танками, спровоцировал новую волну бегства капитала. В июне валютные депозиты в российских банках сократились на $10 млрд, хотя после мобилизационной паники прошлой осени такой отток не превышал $1–5 млрд, указывает Тунев. Политический кризис определенно вызвал дополнительный отток средств в иностранные банки, причем не только со стороны физлиц, но и компаний, говорила экономист БКС Наталья Лаврова.