Программа производства пассажирского самолета МС-21 останется убыточной на ближайшие 12 лет при сохранении заявленной цены на него. Об этом на Евразийском аэрокосмическом конгрессе рассказал главный экономист «ВЭБ.РФ» и глава экспертного совета по диверсификации ОПК комплекса и импортозамещению Андрей Клепач.
«Все оценки показывают, что высоких доходов здесь не будет. Если брать ту же программу МС-21, при нынешней цене, которая запланирована, там убытки будут до 2035 года. Даже если себестоимость снизим на 30 с лишним процентов», — отметил он, комментируя состояние авиапромышленного сектора.
Клепач также охарактеризовал авиационную сферу «неэкономичной экономикой». По его словам, предприятия, занимающиеся авиацией и космосом, периодически вынуждены проходить через реструктуризации и получать финансирование каждые 3–5 лет. Согласно его данным, аэрокосмический комплекс за прошлый год находился в убытке, а доходность за последние 5 лет составляла примерно 1,7%.
По словам главы «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Юрия Слюсаря каталожная стоимость МС-21 составляет $97 млн. Беседуя с «Ведомостями» в 2021 году, он полагал, что потраченные на создание МС-21 220 млрд руб. и последующие инвестиции можно считать вложениями в программу развития авиапрома в целом. Предполагалось, что ОАК должна поставить авиакомпании «Россия» первые лайнеры в 2022 году.
С началом российского вторжения в Украину корпорация «Иркут», разрабатывающая семейство МС-21, а также все ее филиалы, включая Иркутский авиационный завод, были включены в санкционные списки стран Евросоюза, США и ряда других стран. Вице-премьер Юрий Борисов констатировал, что планы по серийному производству самолета сдвинутся на один-два года: российским компаниям придется импортозаместить свыше 80 систем и агрегатов. Первые шесть МС-21 с российскими двигателями ПД-14 планируется поставить авиакомпаниям в 2024 году, обещал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.