Владимир Путин решил конфисковать активы западных компаний Carlsberg и Danone после того, как ими заинтересовались близкие к нему бизнесмены, пишет Financial Times со ссылкой на людей, знакомых с положением дел. Так, по словам двух человек, знающих о ситуации с петербургской пивоваренной компанией «Балтика», которая принадлежит Carlsberg, интерес к ней проявили друзья президента братья Ковальчуки.
«Кто-то решил прибрать эти активы к рукам», — сказал про бизнес Carlsberg и Danone один из источников газеты. По его словам, компании так хорошо управляются, что «любой покупатель может просто, ничего не делая, „снять“ денежный поток».
Carlsberg в июне объявила о договоренности продать «Балтику», но не назвала покупателя. Наиболее предпочтительным претендентом была компания «Арнест», крупный производитель парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции в аэрозольной упаковке в России и странах СНГ, сказали FT люди, напрямую знакомые с ходом переговоров.
«Арнест» не ответил на просьбу газеты о комментарии, Carlsberg отказалась комментировать ситуацию.
«Ну и дела! Власти практически не оставляют [западным компаниям] возможность уйти [из России]», — говорит человек, близкий к организаторам продажи «Балтики». «Carlsberg Group больше не контролирует менеджмент или деятельность "Балтики", – заявила в среду датская компания. – Carlsberg Group не ясно, как это повлияет на операции "Балтики" в России, а также на идущий процесс [ее] продажи».
Российский олигарх, знающий Путина несколько десятилетий, назвал захват «Балтики» и Danone «перераспределением богатства» в пользу людей из ближнего круга Путина. Друг президента, миллиардер Юрий Ковальчук, основной акционер и бывший председатель совета директоров банка «Россия», убеждал Путина в слабости стран Запада, подталкивая его к демонстрации силы и вторжению в Украину, сообщала в декабре 2022 г. The Wall Street Journal. В частности, друг семьи Ковальчуков рассказал газете, что тот во время пандемии ковида регулярно встречался с президентом, они часами беседовали о нарастающем противостоянии с Западом, истории России и других общих темах.
Частые встречи либо разговоры по телефону и видеосвязи продолжались и после начала войны, по информации знающих об этом людей.
Решение Путина демонстрирует, что Москва теперь «может забирать активы у иностранцев о раздавать их людям, близким к режиму», говорит Александра Прокопенко, приглашенный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии.
Захват бизнеса Danone тоже укладывается в историю с перераспределением активов в пользу лояльных Путину людей. Попытки французской компании продать российское подразделение торпедировал Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства и сын секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, рассказали FT люди, знающие об этих усилиях. По словам человека, знакомого с процессом продажи, «министр хочет поставить туда своих людей, чтобы получить контроль над бизнесом».