Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Насколько могут вырасти оптовые цены на топливо в РФ из-за сокращения демпфера?

Олеся Астахова, Максим Назаров

МОСКВА, 14 июл (Рейтер) - Уменьшение демпферной субсидии производителям моторного топлива в РФ, вполне обоснованное по мнению Минфина, тем не менее, заставит нефтяников отыграть потери в оптовых ценах, говорят участники рынка.

Правительство РФ в борьбе с растущим дефицитом госбюджета подготовило поправки в Налоговый кодекс, сокращающие вдвое демпферную субсидию для автобензина и дизельного топлива в течение трех лет, до конца 2026 года, вместо одного года в исходном варианте.

Власти уверяют, что снижение бюджетных выплат не должно привести к подорожанию нефтепродуктов, однако цены автобензина уже бьют рекорды, и подорожание продолжится осенью.

Рекордный уровень оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке РФ в 2023 году связан с ожидаемым снижением выплат по демпферу, ремонтами на НПЗ и непрозрачной системой формирования запасов, считают представители Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), на площадке которой продается около четверти реализуемого на внутреннем рынке автобензина.

Правительство разработало демпферный механизм в 2018 году, после резкого скачка внутренних цен на топливо и с целью ослабления социальной напряженности в год президентских выборов.

Демпфер предусматривает выплаты в обе стороны, но в последние годы их получали в основном нефтяники: около 2,1 триллиона рублей за 2022 год и 610 миллиардов рублей за первое полугодие 2023-го.

Федеральный бюджет на 2023 год сверстан с дефицитом почти 3 триллиона рублей или 2% ВВП. При этом по итогам первого полугодия, по данным Минфина, расходы превысили поступления в казну на 2,595 триллиона рублей.

ПОЧЕМУ СНИЖАЮТ ДЕМПФЕР?

Планируемая корректировка демпферной субсидии продиктована рыночной конъюнктурой, а не просто стремлением Минфина сэкономить бюджетные средства, признают отраслевые источники.

Демпфер по-прежнему рассчитывается на основе котировок дизтоплива и автобензина агентства Argus на базисах северо-запада Европы и Средиземноморья, хотя экспортные поставки российского топлива из-за санкций Запада ушли из Европы на азиатский и африканский рынки, экспортная альтернатива для которых ниже.

«Они (Минфин) в прошлом году справедливо забрали из демпфера дисконт Urals, который давал прибавку маржи (переработчикам). Теперь снизят на продуктовый дисконт - сейчас это примерно $170 от котировки, по которой считается демпфер», - объясняет отраслевой специалист.

В апреле министр финансов Антон Силуанов, объясняя намерение уменьшить демпфер, указывал, что топливная субсидия в настоящее время фактически увеличила нефтяникам маржу переработки до 8.000 рублей, хотя прежде она составляла около 2.000 рублей за тонну.

При этом он заявлял, что лишившиеся части демпфера нефтепереработчики не должны пытаться создавать повышательный тренд в ценах на нефтепродукты, поскольку корректировка субсидии, по его словам, уже давно отыграна в стоимости топлива.

СВОЯ ПРАВДА

Источники в нефтекомпаниях говорят, что ситуация в переработке в этом году заметно хуже прошлогодней, а цены на внутреннем рынке вполне отражают рыночную ситуацию и сбалансированы с экспортной альтернативой, учитывающей демпфер, который вовсе не обеспечивает указанную прибавку к марже.

«Дисконт Urals вдвое меньше прошлогоднего, креки на мазут и нафту сильно хуже, поэтому маржа упала по сравнению с прошлым годом. Она еще остается, но это совсем не то, что было. Сейчас просто невозможно взять снижение демпфера на себя, корректировка должна быть компенсирована ценой» - говорит источник в нефтяной компании.

Минфин говорит о том, что пакет поправок, включающих демпфер, будет принят в июле и вступит в силу в сентябре, однако, по словам источников в отрасли, нефтяники через Минэнерго убеждают Минфин отложить этот срок.

«Убеждаем сместить на октябрь. Заводов много будет стоять (из-за ремонтов) - производство низкое, а спрос еще большой в сентябре. Если демпфер срежут с сентября, то на рынке это всё обязательно отразится - однозначно скачок цены произойдет», - рассказывает источник в нефтяной компании.

СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК

Предстоящее двукратное сокращение бензинового демпфера отнимет у переработчиков, поставляющих автобензин на внутренний рынок, примерно 10.000 рублей за тонну: демпферная компенсация за июнь составила 16.884 рубля за тонну, в июле - около 20.000 рублей за тонну.

По данным трейдеров, текущие оптовые цены на автобензин содержат премию в 5.000-6.000 рублей за тонну к экспортному паритету, и поэтому нефтяникам потребуется повысить оптовые цены еще примерно на 4.000-5.000 рублей за тонну, чтобы восполнить потерянную часть демпфера.

Однако вырасти на указанную величину стоимость бензина, вероятно, не сможет. Оптовая цена Аи-92 в РФ уже

превысила

60.0000 рублей за тонну. В случае роста еще на 4.000 рублей средняя цена по итогам месяца может оказаться выше 62.590 рублей за тонну - предельного значения, установленного в Налоговом кодексе, превышение которого обнуляет демпфер для нефтяников.

«Потерю демпфера не допустят. По мере приближения к предельной цене все начнут суетиться, как-то наращивать продажи и сбивать цену», - уверяет источник в нефтяной компании.

Стоимость оптовых партий на Аи-95 Налоговый кодекс не затрагивает, однако, по мнению отраслевых специалистов, динамика оптовых цен на Аи-95 и Аи-92 тесно связаны, поэтому фиксация стоимости Аи-92 автоматически задержит подорожание Аи-95.

С дизельным топливом иная ситуация: нефтяники вполне могут увеличить цены на величину потери демпфера, не рискуя превысить пороговую величину Налогового кодекса.

Сейчас оптовые цены на продукт выше экспортной альтернативы, учитывающей демпфер, примерно на 2.000 рублей за тонну, а отбираемая половина демпфера за июнь-июль составляет 6.700-8.500 рублей за тонну.

Чтобы стоимость дизтоплива в опте отыграла потерю демпферной субсидии, его цена в РФ должна вырасти в среднем до 60.000 рублей за тонну, в Европейской части - до 58.000 рублей за тонну с нынешних 54.270 рублей и 52.640 рублей за тонну. Обнуление демпфера произойдет лишь в том случае, если средняя за месяц цена на дизтопливо в Европейской части РФ превысит (в 2023 году) 64.620 рублей за тонну.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку