Федеральная таможенная служба (ФТС) России выявила махинации в виде занижения стоимости при растаможивании иностранных автомобилей, которые ввозятся в рамках «серого» и параллельного импорта, пишет «Газета.Ru» со ссылкой на пресс-службу ведомства.
В основном это касается поставок иномарок из Кыргызстана и Армении, но есть случаи и с машинами из других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В ФТС предупредили, что недобросовестным продавцам-импортерам придется доплатить разницу с заниженной таможенной ставки. Иначе служба начнет изымать автомобили у покупателей-физлиц, а компании ждет не только конфискация, но и штраф в размере двойной стоимости товара.
В ФТС отметили, что выявление манипуляций с задекларированной стоимостью автомобилей в странах, через которые они оформлялись, происходит уже после выпуска машин в оборот. Недостачу потребуют с декларантов, поскольку именно они несут ответственность за недостоверность сведений.
«Все подлежащие уплате таможенные платежи будут довзыскиваться с декларанта в полном размере в государствах ЕАЭС, где производилось таможенное оформление автомобилей», — уточнили в ФТС.
Потребителям, которые купили такие машины, грозит конфискация, говорит эксперт Совета по таможенной политике Торгово-промышленной палаты, руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли ГК «Б1» Вильгельмина Шавшина.
По ее словам, если таможня выявляет, что товар был ввезен с заниженной стоимостью, что привело к неуплате таможенных платежей, то она вправе предъявлять претензии к его текущему владельцу.
«В самом консервативном сценарии последует изъятие автомобиля, если будет возбуждено административное преследование по ст. 16.21 КоАП — „Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка“. Незаконные, потому что с них не были полностью уплачены таможенные платежи между границами государств — членов ЕАЭС», — поясняет Шавшина.
Ситуация осложняется тем, что узнать настоящую первичную стоимость автомобиля покупателю очень трудно, говорит основатель автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль. «Если занижение не было критичным, не в разы, то определить это будет сложно, как и откатить такие сделки. Вообще любой параллельный импорт не очень безопасен и прозрачен, потому что машина покупается у физлиц, непонятно как происходят взаиморасчеты», — добавляет эксперт.
По словам Дмитрия Рогова — основателя компании «РоговМобиль», которая специализируется на доставке «под ключ» машин из Южной Кореи, Европы и Японии, — ради снижения таможенного платежа недобросовестные продавцы могут занижать стоимость товара в три раза, особенно в случае люксовых брендов.
Автор ютуб-канала «Лиса рулит» Елена Лисовская, которая занимается ввозом и продажей иномарок, утверждает, что «чемпионом» по таким махинациям является Кыргызстан, а, например, в Казахстане это делать сложнее. В результате у «проблемного» автомобиля могут аннулировать свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и паспорт транспортного средства (ПТС).
По итогам мая Кыргызстан занимал третье место после Китая и Казахстана по экспорту новых легковых автомобилей с долей чуть менее 5%, сообщал «Автостат». Такая же доля и шестое место, по данным агентства, у республики по импорту автомобилей с пробегом в Россию.
После начала войны с Украиной, из-за которой Россию покинули крупнейшие западные автопроизводители, в страну ввезли «десятки тысяч» машин с сильным занижением таможенной стоимости, подсчитал финансист Михаил Жуховицкий, в 2022 году релоцировавшийся в Кыргызстан, писал VPost.
Он утверждает, что изучил ассортимент 15 крупнейших автосалонов страны и автомобильных рынков и убедился, что через такую схему прошли «абсолютно все» автомобили. Декларирование даже 50–60% цены — уже редкость, показал его анализ: по массовым автомобилям вроде электрокаров Geely или Toyota Camry с китайских заводов перекупщики «показывают» на таможне всего 15–20% цены, уверяет финансист.