Россияне купили иностранную валюту на 7 млрд рублей в день мятежа ЧВК «Вагнер», сообщил ЦБ в обзоре рисков финансовых рынков. Это значительно превысило показатель за июнь, который за счет продажи валюты в остальные дни составил 300 млн рублей.
При этом регулятор назвал «незначительным» влияние мятежа главы наемников Евгения Пригожина на курс рубля, который с 23 июня обвалился на 7%: за этот период доллар вырос в цене с 84,3 рублей до 90,4 рублей. 6 июля на Московской бирже курсы поднимались до 102 рубля за евро и 93,85 рубля за доллар — рекордных значений с марта 2022 года.
«23–25 июня из-за произошедших внутриполитических событий волатильность на валютном рынке возросла. Основной ее пик пришелся на выходные дни, отразившись преимущественно на конъюнктуре внебиржевого рынка. Резкий рост неопределенности способствовал краткосрочному всплеску котировок на покупку иностранной валюты в банках», — говорится в обзоре.
То, как быстро закончился мятеж Пригожина, позволило ситуации на валютном рынке оперативно стабилизироваться, пишут эксперты ЦБ. «Курс доллара США на открытии утренних биржевых торгов 26 июня достигал 87,23 рублей за доллар США, после чего начал корректироваться и к закрытию снизился до 85,09 рублей за доллар США. Относительно закрытия пятницы рубль ослаб всего на 0,46%», — отмечается в обзоре.
Дальнейший обвал рубля ЦБ объясняет сокращением экспорта. «Объем чистых продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами относительно мая ($9,1 млрд) снизился на 22,9%, до $7 млрд», — говорится в обзоре. Экспортеры же, по данным регулятора, продавали около 90% валютной выручки.
Главный экономист BCS Global Markets Наталья Лаврова связывала падение курса с мятежем ЧВК «Вагнер». «Возможно, это [мятеж Пригожина] стало спусковым крючком для ослабления рубля в сочетании с растущим импортом», — говорила она Bloomberg.
Мятеж Пригожина мог ускорить отток капитала. «Опасения, связанные с политической обстановкой, могут увеличить спрос населения России на иностранную валюту, и это будет оказывать спекулятивное давление на рубль», — говорила РБК ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.