Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Магазины предложили продавать алкоголь по биометрии

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Продуктовые торговые сети хотят использовать биометрические данные россиян для подтверждения возраста покупателей алкоголя и табака. Технологию планируется внедрить в кассы самообслуживания (КСО). С этой целью директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group («Перекресток», «Пятерочка», «Чижик») Станислав Богданов обратился за разъяснениями в Минцифры, пишет «Коммерсантъ».

Мера позволит сэкономить на персонале и разгрузить уже имеющихся сотрудников. Согласно отчетности за первый квартал 2023 года, расходы X5 на персонал выросли на 22,2% год к году, до 61,19 млрд рублей.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также отмечает, что в крупных торговых сетях наблюдаются сложности с привлечением работников в магазины. В связи с этим ретейлеры наращивают число КСО. По его словам, две обычных кассы можно заменить на четыре-шесть таких аппарата.

В феврале в «Пятерочке» подсчитали, что на КСО приходится около 40% трафика средней точки. В «Магните» говорили, что самообслуживанием пользуются в среднем около 65% покупателей в магазинах больших форматов и 25–30% — в магазинах «у дома». 

Богданов интересовался, можно ли использовать данные из единой биометрической системы (ЕБС) для верификации покупателей табака и алкоголя, что позволит не требовать предъявления паспорта на КСО.

Оператором ЕБС является АО «Центр биометрических технологий», принадлежащее «Ростелекому» через дочерние предприятия. Там сообщили, что закон позволяет использовать биометрию для подобных покупок. В Минцифры заявили, что запросили у X5 дополнительную информацию, чтобы вынести заключение.

При этом эксперты считают, что внедрение технологии биометрии в КСО потребует обновления программного обеспечения. Гендиректор BIT, разработчика системы «Стоп Шоплифтер», Михаил Кораблев говорит, что речь идет об апгрейде ПО в части использования аттестованной ЕБС технологии распознавания лиц и интеграции с транзакциями.

В «Магните» считают внедрение такой технологии полезной мерой. В сети «Красное & белое» заявили, что пока не планируют внедрять КСО. В «Ленте», Auchan, Metro, «О`Кей» не ответили на запросы о комментарии.

При этом многие покупатели с недоверием относятся к такой инициативе. Об этом свидетельствуют проведенные опросы. По данным июньского исследования ВЦИОМа, отрицательно к сдаче биометрии относятся 32%, положительно — 27% респондентов. Согласно результатам опроса NtechLab, биометрию для оплаты выбрали бы только 13% россиян. Представитель компании Александр Томас пояснил, что потребителей волнуют риски утечки данных и нарушения частной жизни.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку