Новая серия неприятностей обрушилась на нефтяную промышленность Казахстана после того, как президент страны Касым-Жомарт Токаев выступил с резкими заявлениями в адрес Кремля и пообещал в 6 раз увеличить поставки нефти в Европу, чтобы заменить российские баррели.
Добыча на одном из крупнейших казахстанских месторождений — Кашаган — была вынуждено сокращена почти вдвое из-за аварии в национальной энергосистеме, последствия которой власти не могут устранить вторые сутки.
3 июля Минэнерго Казахстана сообщило об отключении электроэнергии на ТЭС МАЭК, после чего на западе страны были остановлены крупные промпредприятия, включая Атырауский НПЗ.
Авария ударила по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) — главному экспортеру казахстанской нефти, который качает ее на терминал в Новороссийске. В среду КТК сообщил, что остановил работу двух нефтеперекачивающих станций (НПС) на западе Казахстана из-за отсутствия напряжения в сети.
Как сообщает Reuters, в результате аварии добыча нефти в Казахстане рухнула на 21%, до 1,46 млн баррелей в сутки. При этом на крупнейшем месторождении Кашаган обвал стал двукратным — с 370 тысяч баррелей в день до 175 тысяч.
Правительство Казахстана сообщало о планах устранить последствия аварии до 7 июля, но на данный момент часть нефтетранспортных предприятий работает с ограничениями.
ЧП в казахстанской нефтяной отрасли состоялось спустя две недели после того, как государственная нефтегазовая корпорация «КазМунайГаз» подписала договор о поставках в Германию 100 тысяч тонн нефти в месяц. Покупателем сырья должен был стать НПЗ в городе Шведт, который до войны принадлежал «Роснефти» и входит в число крупнейших на западе ФРГ.
В начале июня Токаев отказался ехать на Петербургский международный экономический форум, отправив вместо себя двух вице-премьеров, а в конце мая заявил о нежелании вступать в какие-либо союзы с Россией, кроме экономических.
Предложение Александра Лукашенко стать частью союзного государства РФ и Беларуси Токаев расценил как «шутку» и заявил, что оценивает ее «по достоинству».
В конце июня Казахстан неожиданно отказался принимать проходящие под российским контролем переговоры по урегулировании ситуации в Сирии, а также резко усилил контроль за соблюдением введенных против РФ санкций. Российские компании стали получать массовые отказы в переводе валютных платежей от большинства крупных банков Казахстана, а Казахстанская фондовая биржа обособила счета россиян и белорусов, лишив их возможности проводить операции с валютными инструментами.