МВД России объявило в розыск основателя алкогольного холдинга Global Spirits Евгения Черняка, который владеет популярными водочными брендами «Хортица», «Мороша» и «Первак».
В базе МВД статья, по которой российские власти разыскивают Черняка, не указана. Однако Следственный комитет обвинил его в спонсировании терроризма за перечисление денег на нужды ВСУ.
«По данным следствия, в период с февраля по апрель 2022 года Черняк и иные лица вступили в преступный сговор, направленный на финансирование терроризма. Соучастники организовали перечисление военнослужащим Вооруженных сил Украины и иных украинских вооруженных формирований денежных средств в размере более 500 млн рублей для осуществления террористической деятельности на территории Российской Федерации», — говорится в сообщении СК.
В рамках этого дела в Москве и Подмосковье следователи провели уже более десяти обысков и задержали двоих доверенных лиц Черняка, причастных к его деятельности. Их имена не называются. Одному из них предъявлено обвинение в даче взятки, а другому — в посредничестве при взятке, уточняет СК.
Как подчеркивает ведомство, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о наложении ареста на долги организаций, входящих в холдинг Global Spirits, «бенефициаром которого является Черняк».
В сообщении на сайте Global Spirits говорится, что после февраля 2022 года холдинг отозвал лицензию на производство алкогольной продукции на российском и белорусском рынках. Использование брендов холдинга на территории России компания считает неправомерным и оспаривала это в суде Кипра.
В России «Хортица» производилась на заводах «Русский север» и «Родник и К». Как писал «Коммерсантъ», в мае 2022 года они сменили собственника. Сам Черняк отрицал, что владел какими-либо активами в России.
В феврале 2023 года депутат Госдумы от Краснодарского края Дмитрий Гусев призывал запретить продажу на территории России украинских брендов водки, в том числе «Хортицы», «Мороши» и «Первака». Он объяснял свое требование тем, что доходы от них «идут на финансирование Вооруженных сил Украины».
До начала войны в Украине «Хортица», по данным «Коммерсанта», была лидером российского водочного рынка с долей 5,3%, второе место занимала «Мороша» с 4,4%, а третье — «Беленькая» с 4%. Источники на рынке связывали популярность брендов Global Spirits с относительно низкой ценой. Так, например, в «Перекрестке» «Хортица» стоила от 309,9 руб. за 0,5 л, «Мороша» — от 329,99 руб., а «Беленькая» — от 339,99 руб. без учета скидок.