Владельцы автомобилей с российскими номерами начали жаловаться на конфискацию их транспорта в Германии: в некоторых случаях власти рассматривают ввоз личных автомобилей как экспорт санкционных товаров из России в Евросоюз. Как сообщили опрошенные РБК эксперты, такое строгое толкование санкций может приводить к спорным ситуациям и нарушению прав собственности.
По словам адвоката и партнера BGP Litigation, Сергея Гландина, действия немецких властей являются результатом грубого прочтения санкционных правил. Речь идет о 833-м секторальном регламенте, где формально запрещен экспорт из России в Евросоюз товаров, указанных в приложении 21, к которым относятся и автомобили. При этом автомобили конфисковывают, несмотря на то, что их не собираются продавать. Доцент департамента международного права НИУ ВШЭ Владислав Старженецкий подтверждает, что такое поведение Германии — это эксцесс исполнителя и слишком формальное толкование санкционных режимов.
Об аресте своей машины РБК рассказал россиянин Иван Коваль, проживающий в Германии. Его автомобиль был конфискован, несмотря на правильные документы. Коваль утверждает, что такой арест является нарушением его права собственности, и подал жалобу в прокуратуру Гамбурга. Подобный случай, который ранее описывало издание «Фонтанка», произошел с жителем Санкт-Петербурга Сергеем, путешествовавшим с семьей по Европе. Его автомобиль также конфисковали, сославшись на санкции.
Согласно постановлению о санкциях (статья 3i № 833/2014) в Евросоюзе запрещено покупать, ввозить и провозить транзитом товары, перечисленные в приложении 21 к этому документу, если эти товары приносят значительный доход России и могут дестабилизировать ситуацию на Украине, заявили в немецкой таможне. Представитель ведомства подчеркнул, что документ упоминает автомобили, поэтому они, в принципе, подлежат запрету.
«Таможня осуществляет контроль над соблюдением антироссийских санкций ЕС в области импорта, экспорта и транзита товаров. В случае выявления возможных нарушений санкций при въезде частных лиц таможенные органы действуют в рамках своих полномочий», — уведомили немецкие таможенники.