Российский Джордж Сорос. Так Владимир Путин в 2018 году говорил о Евгении Пригожине в одном из интервью. Кремль к проектам Пригожина не имеет никакого отношения, заверял он.
Спустя пять лет, в июне 2023 года «российский Сорос» и его частная армия захватили государственные объекты на юге России и пошли с оружием на Москву. Путин расценил это как вооруженный мятеж и предательство. Уже после того, как бунт завершился, президент России признал: Пригожин и его наемники жили за счет государства.
Российская пропаганда вслед за Путиным твердит, что во время мятежа общество сплотилось вокруг президента. Это, конечно же, не так. Достаточно вспомнить, что на пути колонны бойцов ЧВК в столицу ее особенно не пытались остановить и практически никто не вышел на улицы. Вместо этого люди, заботясь о себе, снимали наличные, запасались едой и топливом.
Но что происходило в коридорах власти и в кругах российской элиты в дни мятежа? Что во власти думали о Пригожине до мятежа и было ли там искреннее единение вокруг президента во время него? Мы пообщались с нашими знакомыми в окружении Путина, в Кремле, в правительстве и госкомпаниях. Вот что они рассказали.
До мятежа. «У него есть запрос на продвижение»
Мятеж. «Все в а**е и думскроллят»
После мятежа. «Шойгу должен застрелиться»
Для москвичей понедельник был объявлен выходным днем, но все российские чиновники и госменеджеры вышли на работу. В том числе члены правительства, которые рассказали под камеры, как экономика и социальная сфера пережили мятеж и что все под контролем. Однако по уставшим лицам премьера и его заместителей было видно, какой стресс они пережили.
Если говорить о самом мятеже, то наши собеседники сходятся во мнении, что Пригожин «сошел с ума». «Рано или поздно к нему должен приехать «новичок”», — мрачно иронизирует человек, хорошо знакомый с Путиным.
Но едва ли не сильнее, чем сам бунт Пригожина, российскую гражданскую элиту фрустрировало то, как повели себя Путин, его силовики и военные.
«Мне было очень стыдно, что в нашей стране стало такое возможно», — говорит высокопоставленный собеседник в исполнительной власти, добавляя, что ощущает себя хуже, чем после начала войны. «Да, это (мятеж Пригожина и его ЧВК — Faridaily) предательство, но как так вышло, что они оказались в мирном городе (Ростове — Faridaily) без всякого сопротивления? Вот этот убежавший из Ростова (Шойгу — Faridaily), если все просрал до такой степени, должен застрелиться просто, если у него есть хоть какая-то честь», — негодует он.
«Да этих пригожинцев должны были уничтожить еще по дороге из Ростова, накрыть залповым огнем, чтоб никому неповадно было — это обязанность государства. А вместо этого они спускают им все на тормозах и отпускают в Белоруссию! И главное никого нет, все пропали с глаз: Путин, Шойгу, все» — гневно рассуждает другой собеседник, близкий к правительству.
«Банановая республика», «цирк», «всем на голову насрали» — в таких выражениях говорят о своих ощущениях от реакции военного и политического руководства страны на мятеж наши собеседники. Приспособившихся уже ко всему за почти полтора года войны с Украиной представителей российской элиты снова мощно встряхнуло.
«Все в элите поняли, что Путин потерял контроль над Пригожиным и вообще над ситуацией. Это хорошо запомнят», — считает приглашенный эксперт Carnegie Russia Eurasia Александра Прокопенко, исследующая российскую элиту.
P. S. Спустя четыре дня после «пригожинского бунта» Путин поехал в Дагестан обсуждать туризм. На вопрос, как сейчас себя чувствуют и ведут чиновники, собеседник в правительстве ответил: «Как всегда — как будто ничего не произошло :)».