Мятеж крупнейшей в России частной армии, едва не превратившийся в вооруженный путч, дал старт радикальной реформе российских силовых структур.
Росгвардия под руководством бывшего охранника президента Виктора Золотова, которая подчиняется непосредственно Владимиру Путину и была создана после серии протестов с требованиями его отставки, станет де-факто «второй армией» в дополнение к силам Минобороны, которыми руководит никогда не служивший генерал Сергей Шойгу.
Имеющая в своем составе 340 тысяч человек, из которых каждый второй — бывший сотрудник МВД РФ, Росгвардия получит на вооружение танки и дальнобойные тяжелые орудия, сообщил Золотов во вторник.
По его словам, этот вопрос уже обсуждался с Путиным. И, судя по заявлениям Золотова, президент дал добро. «Мы это (танки и тяжелые вооружения. — ТМТ) будем вводить в войска в зависимости от финансирования», — сообщил Золотов.
Комментируя восстание ЧВК «Вагнер» под руководством Евгения Пригожина, Золотов заявил, что у того не было шансов на победу. Причем чем ближе «вагнеровцы» подходили к Москве — тем яснее становилось их поражение, считает глава Росгвардии: «Когда они уже под Липецком были, нам стало ясно, мы знали, что мы победим. Они бы к Москве подошли, было бы много крови, но Москву бы они не взяли».
Сам мятеж, который Пригожин называл «маршем справедливости», по словам Золотова, «был подготовлен, инспирирован спецслужбами Запада», поскольку те «знали за несколько недель до его начала». «Подбили на это самого Пригожина, а может, его амбиции перехлестывали, так сказать, хотелось еще выше подняться», — сказал Золотов (цитаты по «Интерфаксу», ТАСС и «РИА Новости»).
Заявления главы Росгвардии прозвучали спустя несколько минут после того, как Путин собрал 2,5 тысячи военных, Росгвардейцев, полицейских и чекистов на Соборной площади в Кремле. Длившееся лишь полторы минуты обращение президента к силовикам стало третьей публичной речью российского президента после того, как танки и бронетехника «Вагнера» взяли Ростов, прошли маршем по Центральной России и оказались в 200 км от Москвы.
«Вы фактически предотвратили гражданскую войну, действовали четко и слаженно», — заявил Путин, добавив, что решимость и мужество силовиков «сыграли ключевую роль в подавлении мятежа». Он добавил, что погибшие от огня «Вагнера» российские летчики (около 20 человек, по неофициальным данным) с честью выполнили свой долг.
Накануне в скомканном телеобращении к нации Путин заверял, что никакой угрозы его режиму не существовало. «С самого начала событий незамедлительно были приняты все необходимые решения по нейтрализации возникшей угрозы. Вооруженный мятеж в любом случае был бы подавлен», — говорил он.
И хотя Путин продолжает попытки сохранить лицо, за кирпичными стенами Кремля и высокими заборами рублевских особняков воцарился шок, какого не было за 23 года путинского правления. Российские элиты впервые начали сомневаться в том, что Путин в принципе контролирует страну, рассказывали Bloomberg кремлевские инсайдеры.
Западные лидеры также всерьез озаботились сценарием, в котором Путин теряет власть. Накануне план действий на случай «нестабильности» в России начал готовить Евросоюз. Такая перспектива подробно обсуждалась дипломатами стран G7 все минувшие выходные, сообщили Financial Times знакомые с ситуацией источники.
В Кремле не считают, что позиции российской власти и лично Путина пошатнулись во время мятежа, заявил во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это не имеет к реальности никакого отношения», — сказал он, добавив, что подобные «ультраэмоциональные истерики» распространяются в том числе «псевдополитологами» и «истерическими СМИ».