Столкнувшись с обвальным падением нефтегазовых доходов, двузначной просадкой сборов НДФЛ и недобором налога на прибыль с пострадавших от санкций компаний, российский бюджет получил еще одну «головную боль».
Зарубежные должники российского правительства резко сократили платежи по обслуживанию и погашению займов, общий объем которых перед началом войны достигал $49 млрд.
Как сообщает РБК со ссылкой на материалы правительства к закону об исполнении бюджета-2022, в прошлом году Россия получила лишь 33,8 млрд рублей по кредитам, выданным зарубежным странам и юрлицам.
По сравнению с 2021 годом поступления сократились в 3,3 раза, а их итоговый объем оказался минимальным с 2012 года. При этом план по возврату долгов (138,5 млрд рублей) был исполнен лишь на 24% — иными словами, три четверти суммы, или более 100 млрд рублей, до бюджета не дошли.
Еще меньше — порядка 22% от плана — Минфин получил в качестве процентных платежей по выданным межгосударственным кредитам: из 48,68 млрд рублей фактически поступили лишь 11,13 млрд.
Невозможность вернуть средства, ранее выданные в кредит лояльным государствам либо под российские проекты за рубежом, стала результатом санкций, под которые попали Минфин РФ, ЦБ РФ, правительство и все крупные государственные банки,
«Прямой эффект заключается в том, что часть должников перед предприятиями, оказавшимися в санкционных списках, могла попросить отсрочки из-за того, что платежи в их адрес могут рассматриваться как создающие риски вторичных санкций», — объясняет экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Часть отсрочек, по его словам, может быть связана и с ухудшением положения заемщиков России, например Беларуси, на которую в начале 2022 года приходилось 17% задолженности перед Россией.
В мае прошлого года Минск добился права не выплачивать больше миллиарда долларов в виде процентов по долгу перед Россией. Как сообщал министр финансов Юрий Селиверстов, отсрочка была дана на срок больше года.
Помимо Беларуси, крупными должниками России являются Бангладеш ($4,4 млрд), Индия ($3,3 млрд), Вьетнам ($1,5 млрд) и Йемен (около $1,2 млрд).