Расходы российского бюджета все больше уходят в тень, по мере того как растет «счет» за войну в Украине, а доходы падают из-за санкций и проблем с экспортом нефти и газа.
По итогам января-мая секретные расходы федеральной казны достигли 3,9 трлн рублей, следует из данных, опубликованных Минфином в системе «Электронный бюджет».
За год рост бюджетных ассигнований по закрытой части, объем которых не распределен по функциональным разделам бюджетной классификации, составил 3,5 трлн рублей, оценивают эксперты Института Гайдара на основании официальной статистики.
Таким образом, секретная часть бюджета увеличилась в годовом выражении почти в 10 раз и ее размер составляет 30% от всех потраченных средств (13,229 трлн рублей на конец мая).
Исторически около 80% «закрытых» ассигнований уходит на финансирование армии и гособоронзаказа (статья «национальная оборона»), напоминает Янис Клюге, научный сотрудник Германского института проблем международной безопасности.
Таким образом, секретные военные расходы к концу мая могли составить 3,1 трлн рублей. А с учетом открытых (884 млрд рублей) общие траты на армию и производство оружия к концу мая достигли почти 4 трлн рублей.
Это на 38% больше, чем федеральный бюджет выделил на социальное обеспечение населения (2,986 трлн рублей), втрое больше расходов на поддержку национальной экономики (1,269 трлн рублей) и почти в 6 раз выше ассигнований на образование и здравоохранение (примерно по 700 млрд рублей).
Оборонные расходы бюджета растут, несмотря на то, что поступления налогов резко снизились. За пять месяцев федеральная казна собрала 9,818 трлн рублей, тогда как годом ранее это было на 19% больше — 12,043 трлн.
Нефтегазовые доходы рухнули вдвое — с 5,658 до 2,853 трлн рублей после того, как нефтяным компаниям пришлось ввести двузначные скидки для покупателей в Индии и Китае, а экспорт газа на ключевой, европейский рынок обвалился до уровней 1970-х годов.
К началу июня в бюджете образовался дефицит в размере 3,4 трлн рублей. И годовой план — 2,9 трлн — Минфин, скорее всего, выдержать уже не сможет, полагают эксперты Института Гайдара.
По их оценке, к концу года «дыра» в казне увеличится до 4 трлн рублей, или порядка 2,5% ВВП. «Проблем с финансированием столь значительного объема дефицита в течение года не возникнет, однако ситуация может измениться в худшую сторону уже в следующем году», — предупреждают в Институте Гайдара: ФНБ, за счет которого покрывается дефицит, постепенно идет к исчерпанию, а из-за геополитики даже на среднесрочном горизонте «оценить устойчивость бюджета не представляется возможным».