Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российский рынок ждет бума мелких IPO

Ольга Попова

МОСКВА, 16 июн (Рейтер) - Российский рынок IPO далеко не мертв: эксперты ожидают в ближайшие годы активного выхода на биржу компаний новой экономики и потребительского сектора, однако в связи с полным изменением ландшафта инвесторов объем размещений будет невысоким и вряд ли основной его целью станет привлечение капитала.

Московская биржа, оставшаяся единственной площадкой для российских размещений, подтвердила прогноз на этот год - не менее 10 IPO, а на ближайшие - 40. Ее глава Юрий Денисов ждет размещений компаний сектора IT и медицины.

«Я думаю, что сейчас достаточно сложный момент в плане каких-то внятных перспектив, чтобы фондовый рынок выполнял свою основную функцию - привлечение капитала. Он (ее) выполнять не может, поскольку стоимость этого капитала, она абсолютно заоблачная и фактически финансирование в экономике за счет акционерного капитала в настоящий момент невозможно», - сказал Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанк, все еще планирующего IPO на 2024 год.

«Тем ни менее, наш базовый прогноз по количеству IPO: мы в ближайшие годы выйдем на абсолютно рекордные показатели, которые никогда не достигали ранее. Такое странное сочетание несочетаемого», - сказал он в ходе панели на ПМЭФ.

ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО «ФИЗИКИ»

Российский фондовый рынок уже больше года остается без западных инвесторов, которые в большинстве IPO компаний РФ играли ключевую роль. Многие российские эмитенты предпочитали размещаться на двух площадках - международной и российской - сразу, причем делая первую основной.

Как отметила заместитель председателя правления Россельхозбанка Анна Кузнецова, ранее развивавшая фондовый рынок и в РТС, и на Московской бирже, практически за три года было лишь несколько чисто российских размещений: девелопера Самолет , группы Positive, сервиса проката электросамокатов Whoosh и СПБ биржи, причем последняя планировала в дальнейшем международное. О планах на этот год заявили ранее несколько компаний, в том числе, оператор автозаправок Евротранс и ювелирная компания Sokolov .

На сегодняшний день российским компаниям при размещении приходится делать ставку практически только на физических лиц, потому что институциональный инвестор сейчас крайне редок. Хотя раньше на физлиц приходилось в среднем 10-15% от объема IPO. Физические лица, с одной стороны, пока не способны обеспечить достаточные объемы торгов, ликвидность, с другой стороны, делают рынок значительно более волатильным.

«Мы... имеем дело в подавляющем объеме только с розницей. Прекрасно, что у нас есть инвесторы, которые готовы инвестировать, начинают разбираться и понимать, но минус основной, что инвесторы непрофессиональные - реакция на какую-то не очень значительную информацию может быть радикальной», - сказала председатель совета директоров Восток Инвестиции (ранее Baring Vostok) Елена Ивашенцева.

Потенциально российские эмитенты вполне могут рассчитывать на этот класс инвесторов: если исходить из оценок ЦБ, то средства физлиц - как в банках, так и наличные, - в совокупности выше инвестированных сейчас в акции 7 триллионов рублей примерно в 8 раз, отметила Кузнецова.

Однако на сегодняшний день объемы торгов заметно ниже тех, что были до весны 2022 года, во время открытых рынков.

«Это - радикальное падение. Что означает, что те задачи, которые можно было решать через публичные рынки исторически,.. в настоящее время... сложно рассчитывать, что можно достичь тех же результатов», - сказала Ивашенцева.

УЗКАЯ ЗАДАЧА НА НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ

«В будущем мы обязательно будем выводить на публичные рынки наши компании, но задачу, которую мы видим, - это ликвидность для опционов и, может быть, небольших изначальных инвесторов в наших компаниях», - сказала Ивашенцева.

«То есть, как получить ликвидность на этом рынке для крупных компаний, как привлечь те объемы денег, которые мы привлекали на международных биржах, когда многие IPO, которые мы там делали, были больше $1 миллиарда, - вот это мы в ближайшее время не ставим как задачу. А задача IPO в ближайшее время более узкая в связи с тем, что рынок поменялся».

По словам Хотимского из Совкомбанка, вероятной схемой ближайших размещений станет продажа очень небольших пакетов по очень привлекательной цене.

«Ранние инвесторы зарабатывают колоссальные деньги, получают эти сказочные подарки, и в этом смысле, формируется определенная репутация, которая дальше, увеличивает этот рынок. И с ростом капитализации и постепенным добавлением за счет SPO, выхода во free float акций, которые первоначально free float не являются, расширяется ликвидность. И постепенно создаются из неликвидных активов ликвидные», - описал он эту схему.

«Это, действительно, служит, во-первых, стимулом для сотрудников, которые работают в компаниях. И эта часть необходима, потому что мотивация через стоимость акционерного капитала все-таки является одной из наиболее работающих форм стимулирования талантливых сотрудников, при этом параллельно с этим собственник решает свою задачу, потому что это ощущение ликвидности, оно существенно улучшает возможность по оперированию ценностью своего бизнеса».

Эксперты прогнозируют небольшие российские IPO, преимущественно в секторах новой экономики. Хотя тренд на эти сектора существует уже с 2017 года, отметила Кузнецова.

«Я вижу, что это - компании роста, компании новой экономики. Думаю, что за ближайшие 1-2 года в результате импортозамещения такие компании на рынке могут появиться», - сказала она.

«Я эти сделки сейчас оцениваю в объеме $50-100 миллионов, то есть все точно до 10 миллиардов (рублей) и скорее ближе к границе 3-5 миллиардов (рублей). В принципе, это хороший объем, но не очень достаточный, чтобы сформировать хороший вторичный рынок».

С этой оценкой практически согласен и ВТБ, прогнозируя первые сделки в объеме 3-6 миллиардов рублей.

«Так как основными участниками видится частный инвестор, то это те компании, которые в его понимании видятся как перспективные, понятные, формируют личное ощущение, личное причастность. (Это) либо сектора потребительских услуг, ну и то, с чем сталкиваются ежедневно», - сказал член правления банка Виталий Сергейчук. (Редактировала Анастасия Тетеревлева)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку